Власти Краснодара ищут подрядчика, который построит подземный пешеходный переход через улицу Красных Партизан в районе городской больницы № 2. Правда, разговоры о нем идут с 2014 года. Идея строительства «пережила» трех мэров, одного губернатора, но осталась в головах чиновников. Урбанисты называют ее «глупостью» и «наплевательским отношением к незащищенным слоям населения». Но обо всем по порядку.
Что за пешеходный переход?
В 2013 году, когда краснодарская больница обрела статус краевой, власти Краснодара задумались о строительстве неподалеку подземного пешеходного перехода. В 2014 году Юга.ру писали, что первый вице-мэр Краснодара Михаил Фролов рассказывал журналистам о планах построить такой объект в районе ККБ № 2 на улице Красных Партизан.
— Губернатор Александр Николаевич Ткачев поставил задачу: отремонтировать все существующие подземные переходы и ежегодно строить по два подземных перехода по программе «Краснодару — столичный облик», — говорил тогда Фролов.
В 2006 году Фролов возглавлял Центральный внутригородской округ Краснодара. В 2008 году он стал замглавы города, с 2011 года Михаил Фролов занимал пост первого вице-мэра. С 2014 по 2017 года он работал в департаменте разрешительной деятельности Министерства строительства и ЖКХ РФ. В это же время он являлся непосредственным подчиненным Евгения Первышова, который в 2015–2016 годах также работал в Минстрое. Потом Фролов возглавил департамент архитектуры и градостроительства Краснодара. А в 2018 году — снова покинул администрацию «в связи с переходом на другую работу». Отставку принял бывший мэр Краснодара Евгений Первышов. Сейчас Фролов — и. о. директора управления «Кубаньмелиоводхоз».
Время шло, но объект почему-то не строился. На 2017 год стоимость подземного пешеходного перехода оценивали в 90 миллионов рублей. В 2018 году бывший мэр Краснодара Евгений Первышов на брифинге с журналистами заявил, что «подземный переход необходим», и рассказал о планах построить там парковку, потому что «очень удобно будет оставить там машину и пройти в больницу по подземному переходу».
Завершить стройку планировали к 2020 году, но к тому моменту удалось получить лишь положительное заключение госэкспертизы. К слову, уже тогда стоимость объекта выросла на 9 миллионов рублей.
3 августа 2020 года в мэрии заявили, что ориентировочный срок строительства перехода — 2021 год.
Что сейчас?
В начале ноября 2022 года на сайте госзакупок появился лот стоимостью 109,7 миллиона рублей на строительство перехода. Согласно документам, сам объект начнут возводить в 2023 году, до этого там должны будут перенести газопровод, кабельные линии и сети водоснабжения.
Завершить стройку планируют до 28 апреля 2023 года. В контракте предусмотрены работы по озеленению. Это последний этап всех работ.
Что говорят урбанисты?
В сентябре 2022 года краснодарский урбанист Мирослав Валькович писал, что идея строительства пешеходного перехода в этом месте — «это не просто глупость, это наплевательское отношение к интересам жителей, особенно к наиболее незащищенным слоям населения».
Основная претензия общественников к подземным переходам, кроме дороговизны работ и дальнейшего содержания, — это дополнительные ограничения для маломобильных групп населения (это не только инвалиды, пенсионеры, но и женщины с колясками, да и просто люди с тяжелыми сумками).
Другой урбанист Илья Варламов говорит, что такие объекты сами по себе провоцируют людей нарушать правила дорожного движения и перебегать дорогу в неположенном месте.
Более современный подход к доступной среде — создание наземных пешеходных переходов со светофорами и островками безопасности. Что в принципе и делает город более «открытым» для пешеходов и велосипедистов, считают общественники.
Одним из примеров, когда урбанистам удалось добиться такой «открытости» — дублирование подземного пешеходного перехода на улице Красной, рядом с универмагом «Краснодар», наземным.
Ранее портал 93.RU писал, что журналистка Настя Щеглова села в инвалидную коляску и протестировала новые подземные переходы в Краснодаре. Выбраться из них на коляске невозможно.
Напомним, что из-за открытия внеуличных (надземных или подземных) пешеходных переходов на Московской и Метальникова замазали зебры, поэтому маломобильным горожанам пришлось пользоваться лестницами, пандусами и лифтами в «подземках». Последние, кстати, на момент проверки не работали (и до сих пор не работают).