Утром 21 сентября президент России Владимир Путин в своем обращении перед жителями страны объявил о начале частичной мобилизации. Позже глава Минобороны России заявил, что в ряды Вооруженных сил планируют призвать 300 тысяч человек из «мобилизационного ресурса» — запасников, которые уже отслужили в армии по призыву. Корреспондент портала 93.RU решил сходить к ближайшему военкомату и поговорить с местными жителями.
Очередей нет, но есть нюанс
С самого утра в Краснодаре у военкомата на улице Яна Полуяна было людно. Однако внутрь практически никого не пускали. Всем говорили, что сегодня никого не примут до «особого распоряжения».
— Я пришел на учет встать. Внутрь не пустили, на проходной развернули. Говорят, не принимают, мол, с 21 сентября никаких регистрационных действий: встать на учет или сняться не получится. Пускают только тех, у кого есть повестка мобилизационная. У меня только военник, я не пойму, мне чего сейчас делать, — рассказал один из местных жителей.
Другой молодой человек рассказал, что недавно переехал в город и ему нужно было просто поставить военкомат в известность.
— Из Красноармейского района приехал, прописался тут, не хочу попасть под статью, что скрываюсь от призыва. Об этом сейчас везде говорят. Поэтому и решил прийти, дозвониться не получилось до военкомата, поэтому я тут. Внутрь не пустили, посоветовали поехать в районный военкомат. Правда, там мне до этого советовали поехать в Краснодар. Не понимаю, что происходит, — рассказал другой молодой человек.
Некоторые пришли в военкомат после уведомления от работодателя.
— Мне на работе написали: на сборы два часа, бери военный билет и езжай в военкомат. На сборы вроде должны были направить, — объясняет мужчина на проходной. Его тоже развернули у входа и не пустили.
«Я уже там был, хочу обратно»
Другой местный житель пришел в военкомат с определенной целью. Молодой человек анонимно рассказал журналисту, что не так давно вернулся из Херсонской области, где участвовал в спецоперации:
— Первый контракт, это было в начале весны, я подписал на шесть месяцев. Собрал все документы, их там немало, в том числе медицинские. На «девятке» определили мою специализацию. Направили в артиллерию. Хотя я инженером-сапером службу проходил. Куда послали, туда послали. Сформировали личное дело и отправили, в общем.
— Что вы сказали дома?
— Понимаете, последней каплей стали обстрелы Донецка, когда мирное население гибло. Я много думал, я ведь единственный в семье. Папе до последнего не говорил. Не хотел его лишний раз беспокоить. Тогда решил подписать контракт. Направили меня к Каховской ГЭС. Но я не дослужил. По семейным обстоятельствам. Мама и папа были в восторге... Поймите, я не трус, но это было самоубийством.
— У вас был прямой контакт с войсками противоположной стороны?
— Был, дважды. А так мы работали по позициям противника, они в колокольнях, церквях оборудовали позиции, пришлось стрелять.
— Убивали?
— Я не буду отвечать на этот вопрос. Там либо ты, либо тебя. Такие правила, негласные.
— Захватывали пленных?
— Наше подразделение — нет. Мы на артиллерии сидели. Брали пацаны из пехоты, которые штурмовали, из нашего батальона. Они занимались зачистками. Ведь сейчас стрелковых боев — 5–6%. В основном артиллерия работала. Кто с 24-го числа там сидел, они и в Николаевской области штурмовали. Я лично не заходил.
— В этот раз у вас не будет возможности отказаться, потому что это мобилизация, а не добровольный контракт. Вы уверены в своих силах?
— В прошлый раз я давал согласие на участие в спецоперации. Сейчас я иду туда, чтобы защитить свою родину от фашизма и национализма. Это моя гражданская позиция. Это мой долг. Агрессор хочет нас разделить. Даже сам об этом заявляет. Вот сейчас кричат, вот вы с Харьковской области ушли. Если бы этого не случилось, мы бы понесли большие потери. Это сделано для того, чтобы перегруппироваться и ударить. Я поддерживаю это решение о мобилизации, хотя я думаю, надо было раньше.
— Что думают ваши товарищи?
— 19 человек со мной вернулись. Мы все планируем обратно. Уже бывалые, считай, с опытом, там такие нужны.
«Воевали? Нам такие нужны»
Ближе к трем часа дня, после нескольких попыток пришедших войти внутрь, из военкомата вышел мужчина, который подозвал к себе собравшихся. Он собрал военные билеты и попросил подождать.
— Вы кто? Офицер? Давайте военный билет. Вы? Фельдшер? Давайте. Вы, вы с опытом боевых действий? Прекрасно, нам такие нужны, — обращался мужчина к собравшимся.
Через несколько минут людей, у которых забрали военные билеты, позвали в военкомат. Оттуда они вышли уже с повестками.
— Сказали завтра приезжать утром, — рассказал один из мужчин. — Оттуда повезут… не могу сказать, куда повезут. Пока не совсем понятно.