О чем речь?
В 2017 году на Российском инвестиционном форуме в Сочи презентовали проект канатной дороги в Горячем Ключе. Ее протяженность — более 770 метров, а пропускная способность — 791 человек в час.
Фуникулер будет подниматься от набережной реки Псекупс около ресторанного комплекса «Старый замок» к одной из вершин горного хребта Котх. Сейчас, по данным краевой администрации, работы на объекте выполнены на 95%. Завершить строительство хотят к середине июня этого года.
Кто занимается строительством?
Протокол о намерениях по строительству канатной дороги был подписан между администрацией Горячего Ключа и ООО «Прогресс-Инвест». Фирма была зарегистрирована в 2016 году в Геленджике, основной вид деятельности — организация работы парков отдыха и тематических парков. В 2021 году прибыль компании составила 705 тысяч рублей.
Учредители «Прогресс-Инвеста» — Вадим Скрипник (ему принадлежат 20% акций компании) и Евгений Таравков (владеет остальными 80%). Последний также является руководителем еще трех компаний в Краснодаре и Геленджике, которые занимаются добычей полезных ископаемых, операциями с недвижимостью, лизингом строительной техники.
Где строят канатку?
Земельный участок лесного фонда, на котором решили построить дорогу, имеет площадь 13 871 квадратный метр и относится к категории земель населенных пунктов. Его кадастровая стоимость — 26,8 миллиона рублей. Тип разрешенного использования — отдых (рекреация), он находится в собственности публично-правовых образований.
Как писала «ЭкоВахта по Северному Кавказу», летом 2018 года этот участок предоставили в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы», а затем передали в муниципальную собственность города.
Размещение нижней станции канатки было запланировано на набережной «Старого замка». Правда, набережная находилась в частной собственности Светланы и Юрия Бесчастных, а земля под ней была в долгосрочной аренде предпринимателей.
Власти Горячего Ключа попросили Бесчастных помочь в реализации инвестпроекта и «поделиться» набережной для строительства канатной дороги.
— Сначала инвестор просил 25 соток. Мы уступили 15 и оформили соглашение об установлении сервитута. Согласно документу, эти 15 соток земли под набережной, находящейся в собственности у департамента имущественных отношений Краснодарского края, перешли к ООО «Прогресс-Инвест», которое было обязано самостоятельно получить разрешение на строительство. Департамент с установлением сервитута согласился, — рассказывал Юрий Бесчастный «Коммерсанту».
Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Как шло строительство?
В октябре 2018 года, когда главой Горячего Ключа был Александр Кильганкин, на склонах хребта Котх начали массово вырубать леса под канатную дорогу. Само строительство стартовало зимой 2020-го, когда там установили несколько опор для линии канатной дороги и подготовили фундамент для нижней посадочной станции.
При этом оказалось, что работы начались без получения разрешения на строительство и без утвержденной проектной документации. Дело в том, что глава Горячего Ключа издал постановление, разрешающее разработку документации по планировке территории под размещение канатной дороги, только в июне 2020 года, выяснила «ЭкоВахта».
— Без утверждения этой документации не могла осуществляться ни вырубка леса под канатку, ни тем более ее строительство. А стройка уже была в самом разгаре, — писали экологи.
В конце июля губернатор Вениамин Кондратьев поручил создать в Горячем Ключе межведомственную комиссию, которая бы проанализировала, как соблюдается градостроительное и земельное законодательство в муниципалитете. Тогда и вскрылся факт крупномасштабного незаконного строительства канатной дороги на хребте Котх.
Вице-губернатор Краснодарского края Сергей Болдин отметил, что разрешение на строительство канатной дороги не выдавалось, а комиссия выявила нарушения земельного и лесного законодательства. Строительные работы были остановлены, рабочей группой составлен акт о нарушении законодательства.
Стройка правда остановилась?
Нет. По информации СМИ, стройка продолжалась до двадцатых чисел сентября. Затем Арбитражный суд запретил строительство без получения разрешения на работы. В конце ноября экологи побывали на хребте Котх и обнаружили, что там установили колесо обозрения, а строительство продолжается, несмотря на все запреты.
В конце декабря 2020 года пресс-служба Северо-Кавказского управления Ростехнадзора также сообщила, что строительство канатной дороги приостановлено.
Специалисты ведомства провели проверку и установили, что ООО «Прогресс-Инвест» ведет строительно-монтажные работы без разрешения. В отношении застройщика возбудили дело об административном правонарушении, материалы передали в суд. После чего, 23 декабря, Арбитражный суд Краснодарского края решил приостановить деятельность на объекте на два месяца.
Тем не менее 30 января 2021 года в Горячем Ключе побывали журналисты, которые увидели на «законсервированном» объекте двух рабочих.
— Они что-то делали в построенной владельцем канатки мощной трансформаторной будке, которая находится в пятнадцати метрах от нижней станции. При этом пломбы, наложенные судебными приставами на входе стройки, оказались сорванными, — писали «Аргументы недели».
Что сейчас?
В конце мая 2022 года в краснодарских пабликах появились сообщения, что скандальную канатную дорогу уже достроили и активно тестируют.
Накануне на месте строительстве побывал глава региона Вениамин Кондратьев. Он отметил, что ранее общественники и экологи просили проверить законность и безопасность канатки. Также они опасались, что река подмоет территорию, на которой строят фуникулер.
— Безусловно, канатка будет способствовать развитию туристической привлекательности города. Но главное — соответствие требованиям безопасности. Необходимо провести объективную экспертизу объекта. Второй важный момент — это сохранение лесного фонда. Недопустимо появление дополнительных объектов инфраструктуры и дальнейшее расширение границ застройки, которое может нанести ущерб природе, — заявил 31 мая Кондратьев.
Кондратьев поручил вице-губернатору Александру Руппелю создать рабочую группу, которая будет контролировать дальнейшую эксплуатацию дороги, и включить в ее состав общественников. Новый мэр Горячего Ключа Сергей Белопольский при этом уверил, что границы строительства уже определены и расширяться не будут.
— Никаких дополнительных объектов на участке не возведут, — сказал Белопольский.
О каких объектах идет речь?
В 2020 году ряд СМИ сообщал о том, что в октябре депутаты Горячего Ключа приняли изменения в нормативную базу, которые дают возможность сделать платную парковку около канатной дороги.
Как писал «Блокнот Краснодар», организовать платную стоянку собирались на территории между набережной реки Псекупс и трассой М-4 «Дон» около «Старого замка».