Жители дома на улице Красных Партизан, 161/3 обратились в редакцию портала 93.RU. Они рассказали, что два года назад узнали, что должны 2 миллиона 334 тысячи рублей НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов». При этом люди объясняют, что исправно оплачивали квитанции.
По мнению жильцов, деньги присвоил председатель жилищно-строительного кооператива (ЖСК) № 139. Мужчина свою вину отрицает и называет людей клеветниками. Журналист 93.RU встретилась с жителями, посмотрела на спорный дом и попыталась разобраться, что происходит.
Программа капремонта и спецсчет
Кирпичная пятиэтажка, построенная в 1971 году, находится напротив Краевой клинической больницы № 2 перпендикулярно улице Красных Партизан. Это типичный дом советской постройки с узким и очень зеленым двором без парковки, с бельевыми веревками и разношерстными балконами.
В 2013 году в России появилась программа по капитальному ремонту многоэтажек. Владельцы квартир при участии в программе могут выбрать один из двух способов формирования фонда: на специальном счете конкретного дома или на счете регионального оператора. В 2014 году жители многоэтажки на Красных Партизан решили формировать фонд на собственном счете, который открыли в банке «Уралсиб». Туда люди и перечисляли деньги.
В декабре 2019 года местные жители начали получать досудебные претензии от организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД» [документ есть в распоряжении редакции]. В бумагах говорилось, что люди задолжали фонду разные суммы денег, в зависимости от площади квартиры. Тариф составляет 5,35 рублей·квадратный метр — в среднем долг одной квартиры за несколько лет составлял от 15 000 рублей.
— Нам начали приходить судебные иски поквартирно и пофамильно. Не всем, а избранным. Всего в доме 129 квартир, примерно 20 получили. В документе говорилось: «Если вы в фонд капитального ремонта не внесете денежные средства в сумме по 15–20 тысяч, то мы спишем долг принудительно», — рассказала журналисту 93.RU местная жительница Татьяна.
Всё неправда, шарлатаны, у нас есть свой счет
В апреле 2016 года в ЖСК № 139 сменился председатель — им стал Павел Десятник. Спустя еще некоторое время оказалось, что ни бывшее, ни новое руководство не закончило процедуру оформления спецсчета в «Уралсибе». Получается, пока жильцы были уверены, что оплачивают квитанции фонда МКУ на свой собственный спецсчет, его не существовало. Банк, не получив все необходимые документы в срок, просто создал обыкновенный счет, доступ к которому был у председателя ЖСК. Деньги с этого счета до фонда капремонта не доходили, поэтому спустя 5 лет людям и начали приходить досудебные претензии:
— Мы пошли с этим вопросом к председателю: «Какой фонд? Мы платим на свой счет, фонд к нам не имеет никакого отношения». Он сказал — выкидывайте [квитанции], это всё неправда, они шарлатаны, у нас есть свой счет, мы платим, они в наши дела не должны лезть, — поделилась Татьяна.
Жильцы не поверили Десятнику и пошли в НКО на улице Рашпилевской. Там-то они и узнали, что последние 5 лет не платят ни в фонд, ни на спецсчет своего дома. А счет, куда они исправно перечисляют деньги каждый месяц, не имеет никакого официального отношения к программе капитального ремонта.
— Тут, конечно, упущение фонда, почему он с 2014 года ничего не делал и не контролировал? Почему целый дом, 129 квартир, не платят? Наш счет существует, но он не специальный, а обычный. Он неподконтрольный, и председатель может снимать деньги куда хочет, сколько хочет и когда хочет. Мы не можем проверить, есть ли там деньги и сколько, доступ только у председателя, — объясняет Татьяна.
В банке у людей потребовали документы, чтобы сделать выписку по счету, но, по словам женщины, Десятник не идет на контакт с жильцами.
— Председатель не то чтобы не хочет о счете говорить, он нам даже устав не хочет показывать, мы его доставали через жилищную инспекцию. Он нас игнорирует полностью и постоянно пишет на нас заявления. То мы его клевещем, то избиваем, то еще что-нибудь. У него позиция — идите лесом, у меня всё хорошо.
Почтальон отдавала все квитанции председателю
Люди, получившие претензии, узнали в фонде, что долг поквартирный, а не на ЖСК. То есть сумму в 2 миллиона 334 тысячи рублей нужно разделить на 129, и получится, что каждая квартира задолжала в среднем 20 тысяч рублей.
— Чтобы подать на него [председателя] в суд, нужно доказать, что он виноват. А нами никто не занимается, долг всего-то 20 тысяч. Когда будет крупный размер, тогда да, а объединиться в одно делопроизводство сложно, поэтому мы пошли к юристу.
Также выяснилось, что фонд все-таки посылал квитанции об оплате все эти годы. Их получали несколько квартир, в основном те, где сменились собственники. Чтобы узнать причину, почему большая часть дома не получала квитанции, люди обратились в «Почту России»:
— Оказалось, что председатель договорился с почтальоном, и она раз в месяц приходила отдавала ему все 129 квитанций, и он их забирал и нам не показывал. Мы пожаловались в «Почту России», теперь квитанции приходят ежемесячно.
Суд с фондом
ЖСК № 139 осенью 2020 года подал в суд на администрацию Краснодара о признании недействительным постановления о включении дома в программу капремонта. Таким образом председатель хотел добиться списания долга с людей.
Однако 16 ноября 2020 года Первомайский районный суд отказал в удовлетворении иска к администрации и подтвердил, что «по состоянию на 23.09.2020 общая сумма начислений на МКД составила 2 334 647,56 рубля» [документ есть в распоряжении редакции].
— Председатель говорит, что денег на счете нет. Якобы он их использовал на ремонты, хотя мы эти ремонты не видим. Мы пошли в фонд и попросили, пусть он отчитается, чтобы с нас требовали меньше долг. Но он не может отчитаться, потому что, так как счет был бесконтролен, он просто с какой-то фирмой договор заключил, деньги списал, и всё. Эти бумаги фонду не подходят, там же нужны определенные документы. В итоге на нас висит долг, — рассказали местные жители.
После суда, с января 2021 года, ФССП начала списывать задолженность со счетов людей. Пока что это коснулось не всех, но в фонде уже объяснили, что со временем долг спишут со всех собственников. Около 55% жителей дома — пенсионеры. На встрече с журналистом люди рассказали, что у их соседки пенсионерки три месяца подряд списывали по 7000 рублей, хотя у нее и так маленькая пенсия.
— Мы писали в прокуратуру, почему нам приходят двойные квитанции: от фонда и от дома. Просили разобраться, у нас много пожилых, как это вообще, что мы везде платим. Нас все отфутболивают. Я ответы покажу, там просто детский сад — у него всё правильно, вы собрали собрание, счет верный. Да, он был действителен на 2015 год, но обстоятельства изменились. Прокуратура нас отфутболивает. Он [председатель], видимо, отписывается, но что он там пишет? Может, мы неграмотно написали. Жилищная инспекция тоже отфутболивает — собирайте собрание, делайте аудиторскую проверку и подавайте в суд, — возмутилась Татьяна.
В квитанцию добавляет всё, что хочет
В пятиэтажном доме на 8 подъездов есть 129 квартир, некоммерческих помещений нет. Местные жители на встрече с журналистом наперебой говорили о проблемах: ужасные трубы, висящие провода, облезлые лавочки, заросший двор.
— Я с ним [с председателем] больше всего воюю, он подал на меня в суд, что я не плачу капремонт. Проиграл, потому что я отписалась, что я не обязана ему платить — он же проиграл суд и его счет незаконный. Он мне в мою квитанцию за ЖКУ добавил 3700 рублей — это его судебные издержки и госпошлина. Самоуправство безумное, — поделилась Татьяна.
Жители в один голос заявили, что председатель ЖСК и бухгалтер не дают им в руки ни один документ. В частности, не разрешают ничего фотографировать. Когда одна женщина попыталась взять бумагу, на нее набросилась бухгалтер и оставила на руках синяки — фотографии с ушибами люди показали журналисту.
— Мы хотим собирать собрание, а он угрожает жильцам, которые сдают квартиры. Мол, если они подпишут какой-нибудь наш документ, он пожалуется в налоговую. То есть у нас война, до мордобоя не доходит, хотя если хотим сфотографировать их документы, то идет рукопашная. Синяки, в руки не дают уставы, квитанции, на звонки не отвечают.
Местные жители в преддверии выборов решили воздействовать на председателя с помощью депутата гордумы Игоря Шибалкина. Однако снова ничего не получилось.
— Мы обращались к депутату. На носу выборы, тут у нас целый дом, вы хотите голоса, помогите. Депутат ему позвонил, предложил встречу, чтобы обсудить проблему. Председатель один раз ответил на звонок, после этого перестал отвечать и игнорирует депутата.
По факту, мы без председателя
В 2021 году у Десятника закончился срок полномочий, но нового собрания для переизбрания он не проводил, утверждают местные жители. По их словам, председатель прошел по квартирам, которые к нему лояльны, и собрал у них немного голосов. Однако документы в налоговую он не подавал:
— То есть по факту мы без председателя, но он до сих пор распоряжается нашими счетами, выставляет квитанции и за капитальный ремонт в том числе. Если человеку нужна справка, например, в соцзащиту, он говорит: ты платишь всю сумму капремонта в ЖСК, даже если не согласна, только тогда выдам справку на льготы.
Это подтверждает и 80-летняя женщина, пришедшая на встречу с журналистом. По словам пенсионерки, недавно она попросила выписку, чтобы получить льготы, но Десятник ей отказал, пока она не оплатит все долги.
— У нас дом не новый, газ, жуткий подвал, висят деревья на проводах. Мы просто боимся аварий. Через наш двор идут все провода на горбольницу и пятый роддом, если это оборвется, кто будет виноват? Получается, должны следить жильцы, вовремя пилить деревья и так далее. Больше всего пугает то, что у нас вообще нет накоплений, он всё потратил. Он говорит, что денег нет. И если какая авария, то мы снова будем собирать деньги, уже третий раз. В фонд, ему на счет, за какую-то аварию отдельно. Не дай Бог, у нас газ.
В марте 2018 года на пятом этаже похожего дома на улице Славянской, 75 произошел взрыв бытового газа. Это всего в 1 км от пятиэтажки на улице Красных Партизан. Люди боятся повторения трагедии, потому что из-за халатности и пропавших денег в доме вовремя не проведут ремонт.
Что пишут эти кляузники, я еще ими займусь
Павел Десятник рассказал журналисту 93.RU, что до него в 2014 году председателем была Людмила Ивановна. При ней состоялось собрание, на котором решили, что нужно открывать свой спецсчет по капремонту в банке «Уралсиб».
— Если бы в 2016 году Людмила Ивановна мне сказала: «Паша, мы до конца не довели». Короче, они не сдали документы в жилищную инспекцию и в фонд. По ее словам, я не знаю, правда или нет, что они ходили туда с бухгалтером, но фонд им сказал, что уже набрал дома, поэтому вы к нам не относитесь.
Десятник утверждает, что деньги жильцов находились на спецсчете кооператива, а не на его личном. Они ушли на ремонт — у председателя есть все договоры с фирмами. По его словам, за последнее время в доме поменяли электропроводку, водяную трубу и другое:
— То что пишут эти кляузники, я еще ими займусь. За клевету, клевещут на меня.
Председатель уверен, что жилищная инспекция не выполнила свои обязанности и даже не провела мониторинг дома перед тем, как включить его в программу. В пример Десятник привел случай, когда дом включили в программу ремонта лифтов, хотя в здании никогда их не было. Председатель написал заявление в полицию, и те дней через 10 ответили, что жилищная инспекция ошиблась.
— Так правильно, они [жилинспекция] ничего не знают о нашем доме, понятия не имеют. Им наплевать на всё, им надо только деньги собрать с людей, и больше ничего.
Десятник рассказал журналисту 93.RU, что был у министра [какого, не уточнил], и тот сказал открывать новый спецсчет. Первое собрание уже было, но голосов не хватило. По мнению председателя, фонд сам не объяснил, что нужно делать. Он считает, что это было сделано целенаправленно.
Журналист 93.RU предложила председателю встретиться, но он отказался. После того как корреспондент приехала поговорить с жителями дома, Десятник перезвонил, чтобы договориться о встрече. Однако сослался на то, что в ближайшее время возможности увидеться у него нет. Если встреча состоится, портал 93.RU опубликует полную версию председателя.
Тратили по миллиону в год
По данным сервиса «Контур.Фокус», с 2016 по 2020 год включительно ЖСК № 139 тратили чуть больше миллиона рублей ежегодно. Всего за последнее время дом проверяли 11 раз и нашли некоторые нарушения. Например, жилищная инспекция выявила неправомерное направление в адрес собственников помещений в МКД платежных документов и начисление взносов на капитальный ремонт.