В адыгейском поселке Новом когда-то давно у нашей семьи была дача, поэтому я с детства знакома с паромной переправой КРЭС (Краснодарская районная электрическая станция). Она находится в начале улицы Ставропольской, недалеко от горпарка и медуниверситета. Ориентиром служит заправка «Лукойл» и ресторан «Когалым» — за ними нужно спуститься по улице Набережной вниз до переулка Безназванного, упирающегося в реку Кубань. Именно там и находится переправа, ее легко заметить — рядом с ней всегда есть люди.
В моих детских воспоминаниях переправа занимает особенное место, потому что до нее мы с бабушкой добирались в самое пекло на общественном транспорте с пересадками. Всем известно, что возле воды, как правило, прохладнее, поэтому после долгого пути минутная прогулка на катере казалась блаженством. В августе 2021-го я решила вернуться к переправе, вспомнить давно забытые чувства, а заодно рассказать читателям про самый необычный в Краснодаре общественный транспорт.
Цветущая река и хлипкие ступени
На речную прогулку я взяла с собой подругу — коренную краснодарку, которая в свои 25 лет впервые услышала о городской переправе. До места отправления мы добрались на машине и, проехав мимо частного сектора, припарковались на берегу. Если у вас нет личного транспорта, то дойти пешком можно примерно за 10 минут с улицы Ставропольской.
Небольшая остановка ничуть не изменилась с того момента, когда я последний раз здесь бывала, а это около 10 лет назад. Остановка со стороны Краснодара состоит из навеса и одной стены на несколько метров, вдоль которой установлена одна длинная лавочка. Оттуда под довольно крутым наклоном ведет деревянный трап на крытую пристань.
Как и полагается, мы пришли ровно в тот момент, когда катер отчалил на другой берег. Ждать нужно было 20 минут, и мы решили провести их на пристани. Нам показалось, что так более атмосферно и прохладно, потому что ближе к реке. В итоге первый пункт оправдал себя на все сто, а вот со вторым вышли проблемы. Из-за того, что навес сделан из профнастила, августовским днем он был раскален и даже ветерок под этой самодельной крышей казался струей фена. Также впечатление портила очень грязная река Кубань. Кажется, в нее можно было спокойно вертикально воткнуть палку — мусор бы ее удержал и не дал утонуть.
— За сколько бы ты засунула ногу в воду? — спросила подруга, посмотрев на воду. У нас есть с ней такая шутка для описания абсурда: «выпила бы ты за 1000 рублей чай из грязного стакана в кафе?» или «съела бы суп вилкой за 5000 рублей?» Не помню, что я ответила на вопрос про воду, но точно знаю, что это стоило бы очень дорого.
«Вы как будто хотите купить корабль, такие вопросы задаете»
До Адыгеи мы ехали вчетвером, пятой была кассир, которая всю дорогу общалась с пассажиркой. Видимо, люди, которые ездят на пароме ежедневно, уже знакомы друг с другом и не прочь поболтать в пути. Мне тоже было интересно пообщаться с кассиром, но я решила не отрывать ее от разговора и сделать это на обратном пути.
На адыгейском берегу нас встретила аналогичная пристань и остановка, но уже без лавочки и навеса. Вокруг лежало много собак, стояли велосипеды — скорее всего, жители поселка доезжают на них до пристани и оставляют, чтобы съездить по делам в Краснодар. Тем более что за провоз велосипеда нужно заплатить дополнительные 30 рублей. Рядом с выходом сидел пенсионер, который продавал помидоры:
— Много идет людей, каждые 20 минут ездят с 06:00 до 22:00. Нормальное состояние [катера], ремонтируют его. Не знаю, кому он принадлежит, я на нём уже 40 лет не ездил. Я на машине постоянно. Всю жизнь, с детства, — поделился мужчина.
Мы немного прогулялись по поселку, он практически ничем не отличается от всех остальных пригородов Краснодара. Всё те же узкие улицы, частный сектор и небольшие магазины. В моем детстве на дорогах практически не было асфальта, зато сейчас он почти везде. Мама рассказывала, что в начале 2000-х участки там активно покупали приезжие с Севера — земля была дешевой, коммунальные платежи ниже, а до Краснодара рукой подать.
Когда мы решили ехать обратно, вдруг поняли, что у нас не хватает денег. Проезд стоит 30 рублей, карты не принимают, только наличные. Вытряхнув из карманов и сумок всю мелочь, мы всё равно не насобирали нужные 60 рублей на двоих. Идей было несколько: гулять, пока не найдем мелочь на дороге, попросить денег у прохожих или в магазине. Я выбрала последний вариант, объяснила всю ситуацию продавщице и она без проблем, но со смехом выдала мне заветные монеты из кассы в обмен на перевод через терминал.
На обратном пути людей было как минимум вдвое больше, некоторые пассажиры ехали с велосипедами. Пока кассир пересчитывала собранную по сусекам мелочь, я решила спросить у нее о жизни катера в 2021 году:
— Уже много раз писали о нём, поднимите архив. Кассир ничего вам не может сказать. Может 10 человек проехать, а два рейса назад мы вообще пустые были. В рабочие дни есть люди. Сейчас многие не ездят, потому что школьников нет, а трасса свободная. Знаете, вы как будто хотите купить корабль, такие вопросы задаете. Так коммерсанты говорят: сколько проходимость, какое состояние.
Вся дорога занимает не более трех минут, поэтому многое узнать не удалось. Однако на берегу несколько пассажиров рассказали, что переправа уже более 40 лет работает без перебоев. Когда катер ломается, вместо него плавает второй. Честно говоря, глядя на второе судно, трудно представить, что оно находится на плаву. Но жительница поселка Нового утверждает, что и его ремонтируют, поэтому проблем нет.
Раньше на месте парома был наплавной мост
Историк и член Союза архитекторов Виталий Бондарь рассказал журналисту 93.RU, что раньше недалеко от переправы был наплавной мост, который соединял Екатеринодар с левым берегом близ аула Козет. Его соорудили еще в 1880-х годах, на рубеже столетий он принадлежал севастопольскому мещанину Боброву. В историю города мост вошел как «Траховский», по имени известного предпринимателя, екатеринодарского домовладельца и благотворителя Л. Н. Трахова. Мост принадлежал ему с первых лет нового века.
Современная переправа находится примерно в том же месте, где был мост. Историк предоставил редакции фрагмент своей книги «Портрет старого города: Екатеринодар на старинной открытке»:
— Дело, очевидно, было прибыльное: такса за проход или проезд через мост была установлена в размере 1 копейки с пешехода или велосипедиста, 3 копеек с конного, 5 копеек с пустой повозки и 10 — с груженой. Мост эксплуатировался довольно интенсивно и приносил владельцу, по сведениям «Кубанских областных ведомостей» за декабрь 1903 года, ежегодный доход в 9 тысяч рублей.
Мост на то время был уже ветхим, и та же газета красочно описывала его: «Вообразите себе ряд набросанных наскоро полусгнивших или наполовину изъезженных досок, прикрепленных чуть-чуть по краям какими-то бревнами и огороженных по бокам на пол-аршинную вышину чахлыми перильцами, на нескольких с залитым дном баркасах — вот вам и мост. На нем не могут разъехаться два встречных воза, и даже пешеход должен стать «во фронт» и плотно прижаться к перильцам, которые немилосердно скрипят и гнутся при малейшем к ним прикосновении».
Тем не менее переживший несколько ремонтов мост, как и сооруженная рядом с ним тем же Л. Н. Траховым паромная тросовая переправа, просуществовал до начала 1920-х годов: он упоминается в документах времен Гражданской войны.
Моста давно нет, но переправа продолжает работать вот уже более 40 лет. Сейчас ею владеет частное лицо, оно же занимается ремонтом катеров и благоустройством пристаней. Неизвестно, какие планы у собственников по развитию этого вида транспорта, поэтому я постаралась запомнить его в настоящем и сделала много фотографий: