Казаки, рыбаки, болельщики
Когда-то Карасун был рекой, которая протекала через весь город и впадала в Кубань. На ее берегу жили люди, ловили рыбу, плавали на лодках. В 1870 г. «Кубанские войсковые ведомости» писали: «Катанье по Карасуну с хором кавалерийской музыки, при полном лунном сиянии имело особую поэтическую прелесть…».
Шли годы, менялось русло, казаки засыпали водоем и строили дамбы. Река мелела и в итоге превратилась в цепь озер, питаемых подземными водами. В 1960–1970-е годы их частично осушали и строили на их месте жилые дома и районы. Сегодня сохранилось пятнадцать озер — десять в Пашковке, три озера Калининской балки, идущие параллельно улице Ставропольской, и два Покровских озера у стадиона «Кубань».
Оба эти водоема, разделенные улицей Дмитриевская дамба, находятся фактически в центре Краснодара и многие десятилетия являлись излюбленным местом отдыха горожан. В теплое время года краснодарцы разных поколений гуляли там с детьми и кормили птиц, сидели с удочками рыбаки. До и после футбольных матчей собирались шумные толпы болельщиков. Зимой на замерзшем льду озера молодежь каталась на коньках и играла в хоккей.
В 70-е берега Покровских озер в центре Краснодара облагородили — заасфальтировали дорожки, установили лавочки, фонари. Но за долгие годы это благоустройство сильно обветшало и пришло практически в аварийное состояние. Поломанные скамейки, дыры в асфальте, грязь, разбитые фонари — еще несколько лет назад картина была безрадостной и на вечерние прогулки по набережной мог отважиться далеко не каждый местный житель. Сами водоемы находились не в лучшем состоянии — в них сливали отходы, выбрасывали мусор и годами не чистили.
Арт-Дамба
Общественники и горожане годами обсуждали будущее Карасунских озер, ругались с властями, спорили и мечтали. В 2015 году произошло событие, повлиявшее на будущее озер самым прямым образом. Активисты из общественного движения «Городские решения» совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук предложили проект создания линейного парка «Карасуны».
— У нас возникла идея линейного парка, который бы соединял бы аэропорт с центром города. Мы с Григорием Корневым презентовали эту идею на выставке «ЮгБилд», и она очень понравилась тогдашнему мэру Владимиру Евланову. Нас начали звать на всевозможные мероприятия, чтобы мы об этой теме подробно рассказывали, — вспоминает Наталья Машталир, сегодня главный архитектор Краснодара, а шесть лет назад молодой специалист и по совместительству общественный активист. В 2015 году в рамках презентации общественники начали проводить так называемые «Арт-Дамбы». На одной из них студенты и волонтеры реконструировали заброшенный фонтан «Три медведя». Затем установили несколько арт-объектов, появилась зона отдыха из деревянных поддонов.
— На первое из таких мероприятий мы договорились и привезли несколько автомобилей с кофемашинами, пригласили музыкантов, аниматоров, ведущего. Пришло очень много людей, и мы все вместе веселились, отдыхали, убирали озеро и сооружали арт-объекты. Зачем? Это самая простая возможность привлечь внимание к данной территории. Если раньше набережная было на сто процентов маргинальным местом, и посетителями Дмитриевской дамбы, особенно в вечернее время, была довольно специфическая аудитория, то арт-объекты помогают такие территории демаргинализировать. Это были наши первые шаги для того, чтобы рассказать людям, что у нас в центре города есть очень красивые озера, но они находятся в заброшенном состоянии.
Тогда же этот проект привлек внимание тогда еще вице-мэра Краснодара Евгения Первышова, который в то время возглавлял направление, связанное с муниципальной собственностью.
— Ему очень понравился проект, и он решил вернуть озера в собственность города. Надо понимать, что пока озеро является федеральной собственностью, городские власти не имеют права тратить деньги на нее, — объясняет Наталья Машталир. — Почему и проводятся эти многочисленные субботники, когда люди выходят и своими силами убирают мусор. Только после того как озера вернутся в ведение города, тогда станет возможно тратить бюджетные деньги на то, чтобы их почистить.
137 миллионов рублей
Конечно, благоустройство набережной силами волонтеров было самодеятельным и некапитальным, объекты ломали, и через какое-то время территория вновь выглядела не лучшим образом. Спустя несколько лет Наталья Машталир устроилась на работу в Департамент архитектуры и градостроительства, а сквер возле Карасунского озера на Дмитриевской дамбе выиграл рейтинговое голосование среди жителей города по программе «Формирование комфортной городской среды». Территорию площадью 1,8 га вдоль улицы Карасунская Набережная стали приводить в порядок впервые за полвека.
Изначально было запланировано, что здесь высадят 45 деревьев и 2,9 тыс. кустарников, сформируют почти 6 тыс. кв. метров газона, установят 57 лавочек, смонтируют 101 новый светильник, уложат тротуарную плитку на прогулочных аллеях. Кроме того, на территории установят теннисные столы и сделают памп-трек для велосипедистов, роллеров и скейтеров, оборудуют спортивную и детскую игровую площадки.
На береговой линии уложат специальные деревянные настилы, чтобы жители могли ближе подойти к воде. Кроме этого полностью отремонтируют подпорные стенки вдоль прогулочных аллей, в стены смонтируют светодиодную подсветку. Сейчас в сквере делают вертикальную планировку территории, разметку для дальнейшего обустройства детской и спортивной площадок, формирования прогулочных аллей. Стоимость работ оценивается в 137 млн рублей, — писал РБК в мае 2020 года.
Почему начали с Дмитриевского сквера?
Потому что это самое близкое к центру озеро, и логично начинать реконструкцию всей цепи озер именного с него, чтобы показать людям, как подобные места могут выглядеть, объяснили в мэрии.
— Как только мы взялись за дело, нам говорили: «Посмотрите, кто ходит в этот сквер — ваши скамейки унесут, а благоустройство разобьют за два месяца. Обычным людям это место не нужно, потому что они по вечерам обходят его стороной». Они говорили: «Ну куда вы лезете?» Но мы всё равно верили, тем более что жители города проголосовали за благоустройство данной территории, — вспоминает Наталья Машталир. — С помощью администрации Центрального округа провели проектные семинары с жителями и стейкхолдерами — те, на кого будет влиять благоустройство, либо те, кто сам будет влиять на благоустройство. Рядом находится стадион «Кубань» — мы пригласили руководство стадиона, позвали представителей школ и учреждений культуры, которые находятся рядом, пригласили бизнес, расположенный поблизости с этим местом. В итоге мы разработали эскизный проект и еще раз согласовали его со всеми заинтересованными сторонами. Заказчиком выступало Управление коммунального хозяйства и благоустройства, оно же выступило заказчиком рабочей документации у проектной организации.
По словам Натальи, сквер должен был получиться либо хорошо, либо никак. Потому что эта работа должна была стать примером реконструкции и для всех остальных Карасунов.
— Поэтому я лично приходила на стройку, иногда по два раза в день, чтобы контролировать какие-то вещи. Например, мы очень гордимся мебелью, которую разработали вместе с одной местной компанией специально для Дмитриевского сквера. Мы старались делать всё качественно, старались, чтобы благоустройство выглядело по-европейски и понравилось молодежи.
Еще один важный момент — проект «Семь улиц» является соединительной частью между двумя городскими мегапроектами — линейным парком «Карасуны» и единой набережной реки Кубань. Именно через улицу Чапаева, по замыслу авторов идеи, в будущем из центра города можно будет попасть как на единую набережную, так и на Карасунские озера. Соединив всё вместе, город получит 23 километра прогулочной зоны.
Приводить в чувства
Несмотря на абсолютно новый проект, в процессе реконструкции сквера сохранили старую советскую планировку 70-х годов.
— В те годы не только штамповали типовые дома — были неплохая ландшафтная школа и нормальная школа озеленения, — объясняет журналисту 93.RU краснодарский архитектор Алексей Тимофеев. — Сегодня часто возникают ситуации, что приходят новые архитекторы и уничтожают то, что было сделано до них, и всё заново переделывают. Мне понравилось, что после реконструкции лавочки оставили там же, где они были в советское время. Они удачно смотрятся на своем месте. Сохранили деревья, которые держат склон. Хорошо, что ничего не срубили и не стали заново озеленять.
В итоге сквер получился современным, но вполне узнаваемым.
— А я застала те времена, когда здесь еще были катамараны, — вспоминает Ольга Ивановна, живущая в соседней с озером 5-этажке уже больше 30 лет. — Тут пристани были, люди катались и купались. Вот только года два назад начали эти места приводить в чувства. Сейчас особенно красиво сделали набережную, и гуляют там, и на самокатах катаются. Мы с внуком выходим, и он с таким удовольствием тут бегает и прыгает.
Несмотря на разгар рабочего дня, в сквере кипит жизнь. Дети, взрослые, пенсионеры — все находят здесь, чем заняться. В одной части сквера, которая ближе к трамвайной линии, находится памп-трек, который никогда не бывает пустым. Там постоянно катаются на роликах, самокатах и велосипедах. Чуть дальше идет детская площадка. Прогулочная набережная с понтонами, на которых стоят люди и кормят птиц. Чуть дальше расположена спортивная зона для взрослых (ее специально сделали в другой стороне от детского спортивного уголка), а поиграть в теннис на новых столах в обеденный перерыв приходит даже офисный планктон из соседних зданий. Есть зона отдыха с шахматными столами — за одним из них спал мужчина. На шахматиста он был не похож, но показалось, что благоустройство он тоже оценил.
— Людей здесь полно. Я с утра прихожу на зарядку, на тренажеры, бегаю вокруг озера. Стало очень хорошо, — рассказывает Сан Саныч, бодрый мужчина лет 60, в шортах и кедах. — Это вот сейчас еще мало людей, обычно все качели, площадки и тренажеры забиты людьми. Отлично здесь. Один минус — вода, кажется, что она непригодна для купания. Хотя уточки купаются.
Одна из особенностей сквера — богатый животный мир. Главный архитектор города вспоминает, что приходила в сквер еще с дедушкой специально чтобы посмотреть на птичек.
— Мой дедушка отлично разбирался в птицах и рассказывал — вот лысуха, здесь кваква, а это чомга. Сейчас же я часто наблюдала, что люди всех птичек называют утками. Случайно я познакомилась с женщиной, которая живет недалеко от Дмитриевского сквера и увлекается фотографированием птиц. Она решила нам помочь и описала всех обитателей сквера — не только птиц, но и змей, рыб, черепашек, лягушек. Мы нашли дизайнера, художника, который отрисовал этих прекрасных животных и птиц. У нас получились очень аккуратные, не бьющие по глазам, информативные стенды, на которых изобразили всех обитателей озера.
Линия благоустройства
— Сделали нормальную набережную. Я правда ожидал худшего, — делится впечатлениями местный житель Андрей Борисович. Он переехал сюда семь лет назад, сразу полюбил здешние места и пытался внести свой вклад в преобразование этого места. Ходил на субботники, очищал берег от мусора, писал жалобы в мэрию.
— Деревья посадили, какие-то растения редкие высадили. Поливают даже. Правда делают это по ночам. Плюсы есть, но вы посмотрите, оно же все ломается. Вот эти все пирсы, они уже не такие новые как год назад. Уже стоят обшарпанные, надолго ли их хватит? Кажется, что такими темпами оно может развалиться через пару-тройку лет. Ладно, вбухали в сквер столько денег, надо еще поддерживать это все в нормальном состоянии.
Что не получилось и почему?
Из-за того, что это место имеет статус ООПТ (особо охраняемая природная территория), многое по словам архитектора не получилось. Так, например, не смогли почистить озеро, потому что его территория находится за пределами муниципальной земли.
— Люди спрашивают, почему у вас так странно идет линия благоустройства? Дело в том, что мы общались с Министерством природных ресурсов, представители которого приезжали с нивелиром и отбивали точки, чтобы посмотреть, не залезли ли мы своей плиткой на границы ООПТ. Конечно, хотелось бы сделать деревянные пирсы, которые бы заходили глубже в озеро, чтобы посетители могли почувствовать себя ближе к природе. В итоге, сделали их достаточно маленькими и только там, где нам позволило Минприроды, — объясняет Наталья Машталир. — Конечно, хотелось бы использовать более качественную плитку, но государственная экспертиза очень четко следит за ценником на каждую позицию, чтобы ни в коем случае не потратили больше. По этой причине материал «под гранит» нам пришлось заменить на обычную плитку «под бетон».
Пока что благоустройство коснулось только одного берега одного из Покровских озер. И если в Дмитриевском сквере люди сидят на удобных лавочках, отдыхают на пирсах, фотографируются на фоне пергол и загорают на газонах, пока их дети катаются на качелях, то на другом берегу того же озера всё выглядит так, как в былые годы. Остатки советского благоустройства полувековой давности почти не видны. Всё находится в разрухе и запустении. Впрочем, Дмитриевский сквер еще пару лет назад выглядел точно так же.
Почему не сделали набережную вокруг всего озера?
Потому что берег, примыкающий к территории около стадиона «Кубань», находится в ведении Минспорта края. У этого ведомства есть эскизный проект, который является продолжением уже реализованного на этом берегу. Планируется использовать те же малые архитектурные формы, ту же самую плитку, но заниматься реконструкцией Минспорту предстоит самостоятельно.