Город Меняя лица городов «Пока есть что спасать — будем спасать». Как волонтеры возвращают к жизни исторические двери в Краснодаре

«Пока есть что спасать — будем спасать». Как волонтеры возвращают к жизни исторические двери в Краснодаре

Что заставляет людей тратить собственное время и деньги для спасения чужого имущества

Для того чтобы восстановить эту красоту, понадобились месяцы работы нескольких десятков человек
Источник:

Более 270 краснодарских зданий имеют официальный статус памятника архитектуры, более 400 считаются исторически ценными градоформирующими объектами. А еще есть сотни неповторимых деталей — окна с резными наличниками, кованые крылечки, старинные заборы и красивые деревянные двери — всё вместе это составляет неповторимый облик города. В последние годы он смотрится не лучшим образом и стремительно теряет свой шарм. К счастью, есть люди, которые делают всё, чтобы сохранить наследие, и меняют лицо города к лучшему.

Просто написал нам в инстаграм


Дом мещан Петренко на улице Буденного в Краснодаре не считается памятником архитектуры, но является официально признанным «исторически ценным градоформирующим объектом». В подобных домах с коваными балконами и надкрылечниками, с тяжелыми резными дверями жили обитатели дореволюционного Екатеринодара.

Нет информации, кто построил этот особняк, не сохранились и чертежи здания, известно только то, что оно было построено в период с 1901 по 1912 годы. Несмотря на солидный возраст, дом неплохо сохранился и до наших дней дожил не только балкон, но и подлинная историческая дверь.

Хозяин квартиры на первом этаже дома сам решил обратиться к волонтерам с предложением спасти и отреставрировать дверь.

Так дверь на улице Буденного выглядела до реставрации
Источник:

— Он просто написал нам в инстаграм, — вспоминает Хельга Шошина, координатор движения «Том Сойер Фест» в Краснодаре. — Они сказали, что хотели бы поменять дверь на новую, металлическую, но если мы хотим попробовать, то они не против. С этого всё и началось.

Сама Хельга приехала в Краснодар несколько лет назад и быстро полюбила город и его историю. Девушка решила не просто наблюдать за остатками екатеринодарской роскоши, но и развернула борьбу за ее сохранение. Хельга исследовала весь исторический центр, написала десятки запросов властям, общалась с местными жителями, убеждая не ломать и выкидывать, а спасать и реставрировать.

«Том Сойер Фест» — всероссийское движение, занимающееся восстановлением исторической среды силами волонтеров и спонсоров. Большинство объектов для реставрации — здания, не имеющие статуса памятника архитектуры.

Спасением двери на улице Буденного занялась большая команда, в которую вошли архитектор, профессиональный реставратор, краеведы, историки и просто жители Краснодара, увлекающиеся историей родного города. Работы хватило на всех. Дверь размером 2,55 на 1,24 метра очищали от векового слоя краски, ремонтировали дверную коробку, застекляли фрамугу, нашли специалистов, которые заново изготовили ступеньку.

Для того чтобы отреставрировать дверь, подготовили смету вместе с Фондом сохранения исторической среды «Внимание», основанного урбанистами Ильей Варламовым и Максимом Кацом. По словам менеджера фонда Ники Артемьевой, требуемую сумму в 174 900 рублей удалось собрать меньше чем за два месяца. Люди из разных городов страны активно переводили и жертвовали деньги на восстановление частички истории в далеком от них Краснодаре.

Ручки для двери на улице Буденного приехали в Краснодар из Новосибирска и Нижнего Новгорода
Источник:
Компания EcoDeco бесплатно изготовила у себя в цехе новую ступеньку, похожую на те, что екатеринодарские мастера делали сто лет назад
Источник:

Железки надоели


Очень сложная задача — непосредственная реставрация деревянного полотна самой двери, с ней мог справиться только настоящий профессионал. Но самым сложным оказалось найти этого профессионала. Получилось это далеко не сразу, но в итоге через друзей Хельге удалось познакомиться с Лазарем Щербаковым.

Лазарь не коренной краснодарец, родом из Кисловодска, он долгое время жил и работал в Москве, пока не переехал на Кубань. В реставрации он уже более 15 лет. До этого занимался автомаляркой, кузовным ремонтом и тюнингом, но однажды увлекся работой по дереву.

— Железки надоели, одно и то же, а дерево никогда не сможет наскучить, потому что оно живое и всегда разное. Каждая дверь уникальна. Разные артели делали по-своему, в своем стиле, и нет двух одинаковых дверей — каждая по-своему прекрасна.

В мастерской Лазаря собраны сотни, если не тысячи всевозможных старинных предметов, которые нуждаются в реставрации
Источник:

Дверь с улицы Буденного Лазарь реанимировал на протяжении 2,5 месяца. Десятки, если не сотни часов напряженной работы — очистка от краски, шлифовка, разборка на отдельные элементы, склейка деталей, покраска. Удалось даже установить, каким был первоначальный цвет, и подобрать максимально похожую краску. Тут волонтерам помогли ребята из магазина «Малярка Space», сами вышли на команду реставраторов и предложили выбрать краску, которая будет необходима. А еще компания EcoDeco бесплатно изготовила у себя в цехе новую ступеньку.

Обновленная дверь на улице Буденного стоит на своем месте уже несколько месяцев и радует местных жителей и прохожих, которые нередко останавливаются, просто чтобы сфотографировать одну из самых красивых и аутентичных исторических дверей города.

В процессе расчистки удалось найти следы семи слоев краски и понять, в какой цвет дверь была выкрашена изначально
Источник:

Не могу остановиться


Но спустя полгода работы у Лазаря меньше не стало. Сейчас он реставрирует дверь из особняка по улице Октябрьской. Более чем за столетний период времени она тоже очень сильно обветшала. Кроме того, во входную группу входят четыре створки и массивная фрамуга. Сил и средств здесь понадобится еще больше, чем на Буденного.

— Очень много работы уже сделано: от снятия краски до замены утраченных элементов. Часть элементов была утеряна, что-то снизу было отбито, отколото. Время плюс атмосферные колебания оставили свой след. Плюс еще в дверь врезались разного рода замки, поэтому дерево нещадно рубили, забивали гвозди. Так что приходилось имплантировать в наиболее пострадавшие места. Для этого использую старое дерево, такую же столетнюю лиственницу. Где-то находим древесину, которую выбрасывают, где-то элементы остаются в процессе реставрации, которые потом используются на имплантацию. Свежую древесину использовать неправильно — ее может «повести», — поясняет Лазарь.

Так выглядит дверь с улицы Октябрьской после двух месяцев восстановительных работ. Покраска еще впереди
Источник:
Оригинальной табличке «Для писемъ» больше 100 лет
Источник:
При ближайшем рассмотрении на двери видны глубокие «раны», оставленные в разное время
Источник:
Для отреставрированных дверей подбираются оригинальные ручки столетней давности
Источник:

По словам Лазаря, работы с этой дверью еще недели на две, но торопиться в процессе реставрации точно не стоит:

— Спешить нельзя. Нужно, чтобы всё основательно высохло, этап за этапом. И скорость от количества отреставрированных дверей не увеличивается. Это не поток, тут всё индивидуально и к каждой двери свой подход — это зависит от состояния, повреждений и истории. Какие-то двери приходится полностью разбирать на все детали и потом обратно склеивать.

Относительную долговечность старинных дверей можно объяснить материалом — 80% их в Екатеринодаре начала 20 века делали из лиственницы.

— Это очень хороший материал, он гигроскопичный и не гниет от влаги, — поясняет реставратор и жалеет, что многие краснодарские двери не пережили 90-е и 2000-е годы. — Отношение к красоте жуткое было и многое было утрачено в то непростое время, сломано и выброшено. То, что осталось, мы должны сохранить и сберечь — это наша история. Поэтому не хочу и не могу остановиться — чем больше мы сделаем дверей, тем наш город будет красивей. Пока есть, что спасать — будем спасать.

Лазарь не отрывается от работы даже во время интервью
Источник:

Долго и дорого, но это того стоит


Сейчас дверь уже очищена от старых слоев краски и готовится к грунтовке. Вскоре предстоит финишная покраска.

— Цвет диктует сама дверь — какой она была изначальна, определяется с помощью реставратора, и подбирается подходящий цвет. Эта дверь была когда-то зеленой, значит, будем красить в зеленый, — объясняет Герман Фарени, которого я случайно встретил в мастерской Щербакова. Молодой дизайнер часто заходит в гости к мастеру и с огромным интересом следит за процессом. Несколько месяцев назад он купил квартиру в историческом доме на улице Октябрьской и сам стал инициатором реставрационных работ.

— Дом понравился, в том числе, из-за двери. Центр города, высокие потолки, красивые двери, внутри есть прекрасная кованая лестница — я люблю старый фонд. Я был знаком с Хелей и сразу к ней обратился, и вот теперь всё вместе это делаем. Процесс реставрации занимает уже два месяца, но до этого пришлось решать организационные вопросы, собирать средства, так что это всё не очень быстро. Можно, конечно, просто снять старую краску и заново покрасить, но это была бы не реставрация, а покраска. Но, сами понимаете, хорошая качественная реставрация — это долго и дорого, но это того стоит.

Герман признается, что если бы он сам согласовывал проект с городскими властями, то, наверное, это заняло бы слишком много времени, но волонтеры взяли на себя этот процесс сами.

— У всех соседей мы взяли разрешение и согласие на то, что дверь будет отреставрирована. Жильцов немного, так что всё прошло нормально. С соседями можно договориться, особенно когда ты говоришь, что вам бесплатно всё сделают. К сожалению, на фасаде была еще одна, точно такая же дверь, но она была утрачена.

Так выглядел фасад здания на улице Октябрьской в советские годы
Источник:
Так дверь на улице Октябрьской выглядела весной 2021 года
Источник:

Маркетолог в декрете, бухгалтер, инженер и логопед


Один из главных принципов, которым следуют волонтеры, это максимальное сохранение подлинных элементов. Поэтому фурнитуру на двери находят оригинальную — выискивают на блошиных рынках, покупают на интернет-аукционах в других городах. Например, ручки для двери на улице Буденного приехали в Краснодар из Новосибирска и Нижнего Новгорода.

Так получилось, что и большинство волонтеров в краснодарском «Том Сойер Фесте» приехали в краевой центр из других городов.

С помощью специального фена Жанна очищает от краски старинную дверь
Источник:

— У нас из местных всего 1–2 человека, — смеется Жанна Рыжкова. Девушка родилась в Приморско-Ахтарске и шутя называет себя «понаехом». — Я давно интересовалась историей, видела, как «Том Сойер Фест» появился в Самаре, наблюдала за ним и ждала, когда же он появится в Краснодаре. Когда ребята начали работать с дверью, я была подписана на них, пришла сразу же в мастерскую, стала помогать чистить дверь. Потом стала ходить на улицу Буденного, где мы чистили дверную коробку. Там мы и познакомились уже со всеми ребятами.

На разной стадии в работах принимали участие около 30 человек. Но есть и костяк — человек шесть, которые приходят и постоянно что-то делает руками. Есть те, кто проводит работу за кадром, — занимаются общением с собственниками, согласованием с властями. Состав команды разношерстный.

— Я маркетолог в декрете, есть бухгалтер, инженер и логопед. Есть молодежь, есть уже совсем взрослые люди, которые помогают своим опытом и советами, — поясняет Жанна.

Волонтеры спасают старинную дверь с улицы Фрунзе
Источник:

Чтобы было красиво


Когда закончили с дверью на улице Буденного, переключились сразу на несколько других объектов. Волонтеры помогают делать ремонт в историческом доме на Карасунской, восстанавливают двери на Фрунзе и Октябрьской. Главное для ребят — желание неравнодушного владельца вернуть былую красоту. Иногда, по словам Жанны, происходят необычные истории.

— Однажды мы увидели, как хозяин дома на улице Фрунзе выбрасывает старинные деревянные окна, чтобы поставить вместо них пластиковые. Стали с ним разговаривать, узнали, что и на дверь у него были такие же планы. Мы поговорили с ним и пообещали, что поможем. Та же расчистка от старой краски — это хоть и простая работа, но она занимает очень много времени и отнимает немало сил. Мы, используя три строительных фена, эту дверь очистили довольно быстро. Осталось дошлифовать, и он ее передаст в руки профессиональному реставратору. При этом работу будет оплачивать сам хозяин.

Что же произошло, что человек, который еще недавно собирался выбросить старинную дверь на мусорку, теперь готов заплатить за работу реставратора?

— Сначала хозяину не показалось очевидным, что дверь красивая и нужно вложить деньги в ее реставрацию. Мы даже сделали акварельный скетч, в котором отрисовали его дом с красивым кованым заборчиком, с этой дверью и козырьком. Мы показали, как мог бы выглядеть его дом, если сохранить его историю и сделать таким, каким он изначально был построен. Ему очень понравилась эта картинка, и после этого разговор пошел уже совершенно по-другому. Он понял, насколько это может быть красиво.

Дверь на улице Карасунской — одна из следующих целей краснодарских волонтеров
Источник:

Когда люди узнают, что волонтеры, помимо своего времени, тратят собственные средства на реставрацию чужих домов, то сильно удивляются. Но для любителей старины вопрос денег находится где-то на предпоследнем месте.

— Мы не считаем сколько тратим, но много. Один фен стоит 2,5 тысячи рублей. Приходится покупать респираторы, перчатки, а еще постоянно пользуемся услугами грузового такси, чтобы спасать выброшенные на свалку старые двери и окна, которые в будущем хочется также отреставрировать и пристроить в добрые руки, — объясняет Жанна и на вопрос о том, что лично ее заставляет заниматься всем этим, отвечает не задумываясь:

— Любовь к красоте, к окружающей среде, к городу, к месту, где ты живешь и ходишь каждый день по улицам. Хочется, чтобы было красиво.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления