В редакцию портала 93.RU обратилась жительница краснодарского ЖК «Радонеж». Она рассказала, что с конца апреля в их доме нет горячей воды из-за конфликта управляющей компании «Покров» и ООО «Центр содействия бизнесу «Пик»». Сначала водоснабжение отключили якобы из-за профилактических работ, но затем котельная заявила о долгах УК. Последние настаивают, что всё делают по закону и вообще виноват «Пик» — он долгое время недодавал тепло, поэтому жители, наоборот, переплатили.
Журналист портала 93.RU пообщалась со всеми сторонами конфликта, чтобы понять, что же все-таки произошло.
Что случилось
Новый ЖК «Радонеж» находится на берегу Кубани на улице Вишняковой на территории речного порта, который постепенно разбирают. В народе это место также было известно как «кладбище барж». Вокруг комплекса — частный сектор, складские помещения и промзона.
Местная жительница Виола рассказала журналисту 93.RU, что «Пик» полностью отключил горячую воду в комплексе примерно 28 апреля. Сначала людям говорили, что это необходимо для профилактических работ. Однако начиная с 14 мая представители котельной утверждали, что не являются поставщиками коммунальных услуг, воду отключили не они и разбираться нужно с УК. 17 мая сотрудники «Пика» снова сказали, что готовы возобновить подачу воды, но ее отключила УК, поэтому вопрос необходимо решать с ней.
ООО «Центр содействия бизнесу «Пик»» зарегистрировано в 2002 году. Основной вид деятельности — производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Дополнительные виды деятельности: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработка сточных вод. Директором является Александр Васильевич Пенцев.
Девушка объяснила, что жильцы в курсе долгов УК «Покров» перед котельной, и предположила, что воду отключили из-за этого:
— Через нас, жильцов, которые всё вовремя платят, они решили наказать УК «Покров», видимо. Таким образом, добросовестные плательщики стали заложниками тех, кто не может договориться.
По словам Виолы, управляющая компания не выполняет свою работу должным образом. Например, в относительно новом доме вышли из строя уже два насоса, также жильцам не предоставили финансовый отчет за 2019 год, не проводили собраний, и совет дома УК назначила самостоятельно.
Из-за многочисленных проблем жильцы дома решили сменить «Покров» и 15 мая начали голосование по избранию новой управляющей компании, которое продлится месяц. Кроме того, люди пожаловались, что писали обращения в администрацию, прокуратуру, другие органы, однако везде им ответили отписками.
— С 28 апреля по сегодняшний день в ЖК «Радонеж» отключена подача горячей воды. Множество семей не могут вести нормальный образ жизни, поддерживать гигиену. За этот период ухудшилось состояние кожи и волос. Дети ходят в школу в неопрятном виде. Повседневные заботы вроде мытья посуды или стирки превратились в проблемы. Жильцы вынуждены мыться из кастрюль и тазиков, при этом являясь ответственными плательщиками коммунальных услуг и не имея задолженности. Обращения в УК «Покров» и котельную остаются без ответа, — поделилась другая жительница дома Марина.
Кто кому недодает
ЖК обслуживает управляющая компания «Покров», у которой заключен договор с ООО «Центр содействия бизнесу «Пик»». Другими словами, котельная «Пик» подает тепло в дома и окружающую промзону. Важно отметить, что «Радонеж» не подключен к централизованному отоплению, у них действует закрытая система. Если объяснять разницу простыми словами, то в первом случае к дому подведено две трубы: для горячей воды, которая идет из крана, и отопления, которое идет по батареям.
ООО УК «Покров» зарегистрировано 15 ноября 2016 года. Учредителем является Татьяна Ивановна Малова, директором — Владимир Сергеевич Малов. Основной вид деятельности компании — управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, среди 21 дополнительного вида есть сбор и обработка сточных вод, строительство зданий / дорог / инженерных коммуникаций и другое. По данным «Контур.Фокус», в 2021 году государственная жилищная инспекция Кубани в результате проверок выявила 5 нарушений и еще одно нашла администрация Краснодара.
При закрытой системе есть только одна труба — теплоноситель. Котельная подает тепло, которое по трубе попадает в индивидуальный тепловой пункт (ИТП). Это такой сложный инженерный узел с теплообменником, в котором циркулирует вода. Оттуда она непосредственно распределяется в кран с горячей водой и в батареи во время отопительного сезона.
Исполнительный директор УК «Покров» Вадим Лось встретился с журналистом портала 93.RU, чтобы рассказать свою версию событий и показать соответствующие документы. В доме работает закрытая система теплоснабжения, поставщиком тепла является компания «Пик». По словам Вадима, ее директор Александр Пенцев считает, что подает горячую воду, и поэтому имеет право отклониться на 5 °С и подавать не 60 °С, а 54 °С. Сам представитель УК с такой позицией не согласен:
— Скажите, из 54 °С теплоносителя можно приготовить 60 °С в кран горячей воды? Нет. А когда температура на улице —17 °С, какая температура должна быть у теплоносителя, чтобы хватило и на воду 60 °С, и чтобы батарея была горячая и обеспечивала температуру в квартире минимум 18 °С? Я спросил у Пенцева, он мне ничего не ответил.
По словам Вадима, зимой в квартирах было +13 °С, потому что на входе от теплоносителя было не больше +70 °С при —17 °С на улице. Он объяснил, что температуру теплоносителя устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в зависимости от дома и котельной. Все показатели индивидуальны. Этого документа от ФАС у Пенцева нет, утверждает Лось.
— В «Радонеже» не бывает холодно, котельная топит так, что хоть в трусах на балкон, — поделился с корреспондентом местный житель Виталий.
— Я практически ежедневно проверял температуру подачи теплоносителя до своего счетчика. Могу сказать с уверенностью, что теплоноситель котельная поставляла согласно нормативам, — поддержал его другой житель Сергей.
Однако версию представителя УК поддержала Ирина — у нее в квартире всю зиму батареи были внизу холодные. Застройщик объяснял девушке, что котельная подает теплоноситель температурой ниже нормы и поэтому до квартир доходит уже не та температура, которая должна быть.
— Сам застройщик тоже с котельной по этому поводу вел переговоры, но, видимо, так ни до чего и не договорились, так как батареи такие были всю зиму. Соответственно, температура в квартире выше +16–18 °С не поднималась.
Согласно договору, если котельная недодает тепло, то УК имеет право потребовать перерасчет за некачественный ресурс. Вадим Лось утверждает, что взял все распечатки с ИТП с 2017 года и пересчитал все платежи, взяв за основу норму в 60 °С. Получилось, что котельной переплатили довольно большую сумму.
Когда Пенцев обратился в суд, Лось подал в ответ все перерасчеты. В апреле директор «Пика» заявил, что отключит воду, потому что у него нет денег на газ. Чтобы избежать этого, стороны заключили мировое соглашение (документ есть в распоряжении редакции). Согласно нему, «Пик» убирает пени и штрафы, а УК выплачивает задолженность частями в определенные дни. Как утверждает Вадим, они оплатили два транша, но воду всё равно отключили. Причиной стало то, что Пенцев потребовав до 15 мая оплатить 1,5 млн рублей вместо 400 тысяч, как сказано в мировом соглашении.
— У судов такая позиция: если вы оплатили, то что вы возмущаетесь, что вам теплоноситель не такой? Вы же оплатили, чего вы сейчас недовольны? Не платили бы, если не согласны.
Вадим настаивает, что не управляющая компания должна деньги «Пику», а наоборот. Это он обосновывает тем, что котельная предоставляла некачественную услугу, получая за это деньги в полном объеме. Когда УК частично перестала платить из-за нарушений, на нее подали в суд. Журналист поинтересовалась, зачем тогда УК заключила мировое соглашение, если не считает, что «Пик» прав:
— Чтобы избежать отключения. Но он (Пенцев. — Прим. ред.) всё равно взял и отключил воду, — объяснил представитель УК.
Журналист также напомнил, что жители жалуются на большие платежи в квитанциях. Вадим Лось объяснил, что цена теплоносителя действительно на 40% выше, чем аналогичного у АТЭК или «Краснодартеплосети». Однако этот показатель устанавливает региональная энергетическая комиссия (РЭК), а не УК. Услуги по содержанию и обслуживанию жилья в комплексе низкие — 16 рублей за квадратный метр. Притом что дом довольно сложный и оборудование ломается из-за низкого качества.
Графика поставки теплоносителя нет — это самый главный документ, считает Вадим. По его мнению, обман со стороны «Пика» заключается в том, что, чтобы достичь 70 °С в теплоносителе, необходимо сжечь определенное количество газа. Например, 10 кубометров. Чтобы нагреть до 55 °С, нужно меньше газа, хотя по документам Пенцев закладывает всё те же 10 кубометров и берет за них деньги.
Рассказывает то, что хочет, чтобы вы услышали
Журналист портала 93.RU позвонила в ООО «Пик», и там рассказали, что «Покров» не выполняет мировое соглашение. По словам сотрудницы компании, все документы есть в суде, в том числе те графики, которые, по словам Вадима, ему никто не показывал. Мировое соглашение обе стороны подписали на одну часть долга трехлетней давности — 1,6 миллиона рублей, которые УК задолжала еще 3 года назад:
— Почему он не говорит за остальной долг? Он должен почти 6 миллионов. Он говорит только со своей стороны, а есть еще несколько исков на него от нас, не говоря уже о других. Он рассказывает то, что хочет, чтобы вы услышали.
Представитель ООО «Пик» заявила, что, как только УК заплатит долг, воду сразу же включат. Компания не может из воздуха взять деньги, а газовики отключили ее за неуплату. Говоря о тех документах, которые Лось предоставил журналисту, женщина заявила, что он показал только то, что ему было выгодно:
— Суд длился год только за те споры, что были три года назад. Нам кто эти деньги даст? Мы сидим без зарплаты, а люди работали, мы должны им платить. Мы всё понимаем, но мы не может бесплатно работать. Все знают о проблеме: и администрация, и прокуратура. Наши документы везде.
По данным «Контур.Фокус», впервые «Пик» обратился в суд против «Покрова» 25 июня 2020 года с иском на 3 миллиона 197 тысяч рублей. Арбитражный суд прекратил это дело. Повторно компания подала иск 15 марта этого года — сейчас он рассматривается.
В пресс-службе администрации города журналисту сообщили, что комментарий по этому вопросу появится позже. Отметим, что исполнительный директор «Покрова» во время встречи рассказал о двух делах УК в суде: с «Пиком» и «ТНС Энерго Кубань». Однако в картотеке арбитражных дел ООО «УК «Покров»» является ответчиком как минимум по 14 делам с 2019 года. Помимо «Пика» и «ТНС Энерго Кубань», иски на компанию подавал «Краснодар Водоканал» и «Сервис лифт».
Все дела связаны с задолженностями со стороны управляющей компании на общую сумму более чем 10 миллионов рублей. Однако стоит заметить, что большинство дел находится на рассмотрении, а самое большое — на 3 миллиона рублей от «Пика» — прекратили.
— Столько времени без горячей воды уже сильно раздражает, тем более когда есть маленькие дети. И еще больше возмущает, что конкретно наша семья не является должником, а из-за того, что кто-то между собой не может разобраться, мы вынуждены мыться в тазах. И это 21-й век на дворе, — возмутилась Виола, которая уже почти месяц живет без горячей воды.
Портал 93.RU будет следить за развитием событий и выпустит комментарий мэрии Краснодара, как только он появится. Также редакция просит прокуратуру Краснодарского края считать эту статью публичным обращением с просьбой провести проверку деятельности ООО «УК «Покров»» и ООО «Центр содействия бизнесу «Пик»».