За время оккупации погибло 13 тысяч жителей города - каждый пятнадцатый краснодарец
9 августа 1942 года силами семи пехотных и одной моторизованной дивизии 17-й армии Руоффа, при поддержке танков, артиллерии и авиации противник нанес удар на Краснодар и захватил город. Этот день стал для Кубани "черным" воскресеньем. Пал не только Краснодар, но были захвачены противником и два других стратегически важных города края: на северо-западе, в Приазовье, - Ейск и на юго-востоке, на туапсинском направлении, - Майкоп. Оккупированы районы: Ейский, Камышеватский, Пашковский, Ярославский, Упорненский.
Оккупация столицы Кубани продлилась шесть месяцев: с 9 августа 1942-го по 12 февраля 1943-го.
Вместе с немецкими частями на Кубань пришел «новый порядок». Устанавливая его, гитлеровцы рассчитывали на поддержку оккупационного режима со стороны казачества. Советская власть была по душе далеко не всем кубанцам. Однако в услужение к фашистам пошла незначительная часть казаков. На Кубань прибыли известные казачьи атаманы генералы Краснов и Шкуро, которые должны были сформировать добровольческую антибольшевистскую казачью армию. Генерал Шкуро на коне в сопровождении казачьей свиты (под знаменем черного цвета с изображением волчьей головы) являлся в кубанские станицы и живописал подвиги «волчьей сотни» в борьбе с большевиками. Но желающих вступить в его отряд было мало, за шесть месяцев оккупации кубанских городов и станиц гитлеровцы сформировали несколько казачьих отрядов общей численностью 800 человек.
В конце декабря 1942 г. в Краснодаре был созван земельный съезд и объявлен "новый порядок землепользования». Колхозы упразднялись, вместо них создавались «десятидворки» - единоличные общинные хозяйства. Совхозы объявлялись собственностью немецкого государства. На руководителей хозяйств возлагались две основные задачи: полная уборка урожая и своевременная сдача сельхозпродукции. «Новый порядок» предусматривал жестокие наказания за провинность: невыход на работу - расстрел, несдача продовольствия - расстрел, нарушение комендантского часа - расстрел. Весь Краснодар был украшен портретами Гитлера и плакатами с изображением улыбающегося крестьянина и надписью: «Фюрер дал мне землю».
Выпускалась в крае газета «Кубань». Она выходила под лозунгом: «Трудящиеся всех стран, объединяйтесь в борьбе против большевизма». Содержание публикаций строго контролировалось немцами. Газета сообщала, что «к рождественским праздникам командование германской армии подарило работающему населению г. Краснодара 1200 кг соли», что «эшелоны добровольцев с Кубани отправляются на работу в Германию». И это было правдой, но не полной правдой. Отправились кубанцы на работу в Германию отнюдь не добровольно. За период оккупации с территории края в Германию на каторжный труд были вывезены 130 581 человек, в том числе 81 089 женщин и 38 022 ребенка в возрасте до 16 лет. Больше всего - из Новороссийска (45 тыс. человек) и из Темрюкского района (30 тыс. человек). Лишь немногим удалось дожить до освобождения и вернуться домой.
С августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г. длилась фашистская оккупация Краснодара. Эти шесть месяцев стали самыми страшными за всю его историю; мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города — примерно каждый пятнадцатый краснодарец (от довоенной численности населения).
В Краснодаре немцы для умерщвления людей использовали «душегубки». Крытый грузовик с дизельным двигателем был обит внутри железом и снабжен герметически закрывающейся дверью. В кузов по трубе через решетку в полу поступали выхлопные газы с высокой концентрацией окиси углерода. В машину загружалось до 80 человек, которых предварительно раздевали. Люди умирали долго и мучительно. Погибших зарывали в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов (у Первомайской рощи). Здесь же 21 августа гитлеровцы расстреляли почти все еврейское население Краснодара, собрав людей под предлогом отправки на работы.
Гитлеровские палачи и их пособники зверствовали и в других городах и районах края: в Ейске, Армавире, Кропоткине, Новороссийске, Новокубанске, в Крымском и Мостовском районах.
13 ноября фашисты расстреляли жителей поселка Михизеева Поляна Мостовского района - 207 человек, большинство которых - дети. Поселок сожгли. Такая же участь постигла рабочий поселок Фарский того же района.
За малейшее подозрение в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а дома сжигали.
Когда немецкие войска были остановлены и окружены у Сталинграда, на Кубани гитлеровцы начали возводить оборонительные сооружения, строить так называемую «Голубую линию», противотанковые рвы, дороги. На строительные работы сгонялось гражданское население. Применялись «местные материалы». Только в Темрюкском районе были взорваны здания 44 школ, городского детсада, двух кинотеатров. В станице Даховской на «стройматериалы» пошли 220 домов.
Музеи, библиотеки, другие учреждения культуры были разгромлены и уничтожены оккупантами, а наиболее ценные экспонаты вывезены в Германию. В «третий рейх» вывозился даже кубанский чернозем.
Утром, 9 августа, в момент вступления немецко-фашистских войск в Краснодар, 40 промышленных предприятий по заранее разработанному плану были выведены из строя особыми командами рабочих и техников под руководством сотрудников краевого управления НКВД. Чтобы не дать врагу воспользоваться экономическим потенциалом города, были взорваны заводы "Октябрь", "Краснолит", имени Седина, ЗИП, нефтеперегонный, компрессорный, кожевенный, мясокомбинат, шорно-седельная фабрика, электростанция, водопровод и другие предприятия.
В целом в подпольном движении на оккупированной территории Краснодарского края можно выделить три относительно самостоятельных блока.
Первый - это организованное подполье из числа работников совпартактива и органов НКВД, специально оставленных в тылу врага. Эта подпольная сеть понесла большие потери в первые же недели оккупации.
Вторым блоком являлось партизанское подполье, к созданию которого партизанские штабы и отряды приступили, начиная с октября - ноября 1942 года. Такие подпольные группы, возникшие во многих населенных пунктах края, выполняли задачи содействия партизанам в сборе разведданных, распространении листовок, снабжении отрядов медикаментами и продовольствием, но в ряде случаев переходили также и к самостоятельным действиям против врага.
Третий блок в антифашистском движении на оккупированной территории составило - стихийное подполье, сложившееся на основе деятельности патриотических групп населения (и патриотов-одиночек).
Одна из самых известных опергрупп Управления НКВД по Краснодарскому краю - «Кубанцы» - успешно занималась разведкой в оккупированном Краснодаре и прилегающих районах, совершив до 60 групповых и одиночных переходов через линию фронта.
1 января 1943 года началась Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция, проводившаяся войсками Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов при содействии сил Черноморского флота. В результате операции, которая продолжалась до 4 февраля, советские войска нанесли крупное поражение группе армий "А" противника, освободили от оккупантов Ставропольский край, территории северокавказских республик, часть Ростовской области и значительную часть Краснодарского края. Все события на Кубани в январе - феврале 1943 г. происходили в русле развития Северо-Кавказской наступательной операции.
21 января - освобожден первый район Краснодарского края - Успенский. Наступление советских войск развивалось стремительно. За последнюю декаду января еще 32 района края и Адыгеи были освобождены от захватчиков.
В ночь на 12 февраля 1943 г. разведчики вместе с передовыми воинскими частями вошли в Краснодар. Вместе с ним были освобождены г. Краснодар и Кореновский, Роговской, Тимашевский районы.
Ниже - архивные кадры освобожденного Краснодара.
Освобождение столицы Кубани стало мощным стимулом в борьбе за полное изгнание захватчиков с территории края. Тысячи писем поступали в адрес Краснодарского крайкома ВКП(б) с поздравлениями жителей г. Краснодара с освобождением столицы Краснодарского края. Но это был праздник "со слезами на глазах...". Накануне освобождения 10 февраля 1943 г., в г. Краснодаре фашисты сожгли заживо в здании гестапо 300 человек, на улицах города повесили более 20 человек. Виселицы были снабжены дощечками с лаконичными надписями: "Я не выполнял распоряжения немцев", "Я распространял ложные слухи". Только в противотанковом рву на северной окраине Краснодара было обнаружено после освобождения города 7 тысяч трупов.
По данным сайтов: