В год 70-летия начала Великой Отечественной внуки солдат-победителей в Краснодаре реконструируют подразделение вермахта и Красной Армии. Чтобы не забыть нашу общую историю.
Эти парни носят футболки и работают торговыми представителями, менеджерами, инженерами, программистами. Но несколько раз в году они преображаются: надев военную форму 70-летней давности, становятся солдатами немецкой армии и РККА. Их не интересует идеология. Пожалуй, личное знакомство со Второй мировой лучше чем книжки или лекции по истории помогает им осознать подвиг советских солдат. Ведь военную машину Третьего рейха не смогла остановить ни одна другая страна... Этим парням интересно прошлое. То прошлое, без которого не было бы сегодняшнего мира.
«За границей это движение очень развито, регулярно проходят крупные фестивали с большим участием техники. Краснодарский клуб реконструкторов появился в 2003 году. Тогда я, «загоревшись» идеей, обратился к ребятам из такого же клуба в Москве, – начинает рассказ его руководитель Николай. – Спустя несколько месяцев впервые поучаствовал в реконструкции на Бородинском поле».
В ателье отказывались шить китель
Домой Николай привез не только яркие впечатления от масштабного боя с участием сотен реконструкторов, когда оживают кадры военной кинохроники, а ты становишься их непосредственным участником. Товарищи по новому увлечению поделились с ним кителем, выкройками формы, рюкзаком. Чтобы пошить первое обмундирование, краснодарец долго искал подходящее ателье – не было мастера, который бы взялся за сложный покрой. Кстати, для него разыскал правильное по фактуре сукно цвета фельдграу, которое носили немецкие солдаты. Затем настала пора кожаного снаряжения – портупеи, подсумков, ремешка для фляжки и котелка, подшлемника для каски, кованых ботинок. Нашелся и ребристый противогазный бак, который большинство обывателей, видя на военных фото, принимают за термос.
«С самого начала к пошиву обмундирования подошел серьезно, – вспоминает руководитель клуба. – Кому-то ради баловства интересно крест пожирней нацепить, да черный китель – вот и классический киношный фашист. А мне было важно воссоздать в максимально возможной точности даже мельчайшие детали, вплоть до деревянных гвоздей в подошве ботинок и цвета выпушки погон и нашивок. Так освоил профессии мастера по коже, швеи, сапожника... Использую только хлопчатобумажные или льняные нитки, иногда даже 30-х годов – никакой синтетики тогда не было».
Солдатская форма стоит до 100 тысяч рублей
На собирание первой экипировки ушло больше двух лет. Вскоре появились единомышленники, как на вермахт, так и на Красную Армию. Но большинство заинтересовавшихся тут же уходят, испугавшись «заоблачной» стоимости. Отдать за обмундирование действительно приходится немало. Полное обмундирование может выйти и в 60, и в 80, и даже в 100 тысяч рублей. Но эти деньги не платят сразу. Намного интереснее, признаются ребята, месяц за месяцем скрупулезно изучать детали униформы и снаряжения, что-то покупать, обмениваться, шить самому. Если повезет, используют раритетные вещи, нет – качественный новодел, который часто изготавливают сами.
Фронтовики нас обнимали
Вопрос о выборе формирования практически не стоял. В 2003 году Николаю показали жетон «Семь перевалов» – самодельный памятный знак, изготовленный бойцами третьего батальона 91 полка четвертой горнострелковой дивизии вермахта, преодолевшими в 1942 году семь кавказских перевалов. Решили воссоздать именно это подразделение.
В 2008 году реконструкторы при поддержке краевой администрации провели первый и пока единственный в Краснодаре масштабный показательный бой. На него пригласили участников со всего юга России и Москвы, привезли стреляющее холостыми патронами оружие с киностудии Мосфильм, немецкий полугусеничный БТР, танк Т-34. С качественной пиротехникой помогли десантники, а «поддержку с воздуха» обеспечило Краснодарское РОСТО. Зрителями стали тысячи человек, среди них несколько сотен ветеранов Великой Отечественной. Оставив в прошлом жаркие бои, фронтовики с улыбками подходили к одетым в немецкую и советскую форму парням, обнимались и фотографировались с ними. Зрители были просто в восторге.
«Никто с ненавистью не кричал «Фашисты! Фашисты!», – рассказывает собеседник. – Наоборот, люди фотографировались, расспрашивали... Война была так давно, что для большинства это уже диковинка из фильмов».
Кино и немцы
Кстати, в отечественном кино реконструкторы только и успевают замечать исторические ляпы. Классическим стал пример фильма «Семнадцать мгновений весны» – черная форма разведчика Исаева и других героев отменена в СС еще в 1938 году, за семь лет до показываемых событий, хотя некоторые и носили ее до конца войны. Одной из качественных картин о войне Николай считает вышедшую недавно «Брестскую крепость» – не только сюжет, но и историческая атмосфера, детали обстановки там переданы правдоподобно.
Холостыми – стрелять!
Главная проблема отечественных реконструкторов – оружие, стреляющее холостыми патронами. Потому что без грохота выстрелов и порохового дыма воссоздать бой невозможно. Но в законодательстве не существует даже такого определения – «стреляющее холостым патроном» – хотя оно имеется на киностудиях в Москве и Санкт-Петербурге, но привезти его затратно.
«Переделать грамотно холощенное «оружие» в боевое практически невозможно, да и не имеет никакого смысла, – объясняет Николай. – Будь воля властей, проблему можно было бы решить и проводить качественные реконструкции. На Кубани много связанных с войной мест – кавказские перевалы, Малая земля, «Голубая линия» – где можно показывать туристам и школьникам захватывающие эпизоды сражений Великой Отечественной».
В большинстве проводимых местными властями фронтовых реконструкций участвуют не увлекающиеся восстановлением военной истории люди, а солдаты местных гарнизонов в плащ-палатках и с автоматами. Известны случаи, когда настоящие реконструкторы бегали по полю с муляжами, а сидящие за пригорком военные палили в воздух, создавая эффект стрельбы.
Со Второй мировой во Вьетнам
«За восемь лет ни разу не пожалел о выборе увлечения. Даже мысли такой не возникало, – признается руководитель краснодарского клуба. – Наоборот, изучать форму, общаться с другими энтузиастами становится все интереснее и интереснее. Это как коллекционирование. Только экспонаты не пылятся на полках, а ты их носишь. После «боев» не стираю обмундирование, чтобы оно выглядело как прошедшее не одну сотню километров».
Помимо Второй мировой краснодарцы воссоздают сражения вьетнамской войны. С экипировкой здесь попроще – американская форма и снаряжение имеется в достаточном количестве, да и стоит дешевле раритетов вермахта. Но в любой эпохе нет предела совершенству!