RU93
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+6°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

1 м/c,

сев.

763мм 100%
Подробнее
USD 90,92
EUR 98,90
Город Валерий Мельников, режиссер, арт-директор студии кино и анимации «Дисколор»: «Для меня это как наркотик»

Валерий Мельников, режиссер, арт-директор студии кино и анимации «Дисколор»: «Для меня это как наркотик»

Кино – это процесс общения, считает Валерий Мельников, режиссер и филолог, арт-директор студии кино и анимации «Дисколор». Там мы и встретились с ним, чтобы в мастерской, наполненной образами, ожившими или только готовыми родиться, поговорить о кинематогр

Валерий Мельников (в центре) на съемках
фильма «Человек с бульвара капуцинов–2»

Кино – это процесс общения, считает Валерий Мельников, режиссер и филолог, арт-директор студии кино и анимации«Дисколор». Там мы и встретились с ним, чтобы в мастерской, наполненной образами, ожившими или только готовыми родиться, поговорить о кинематографе, анимации на Кубани, Мосфильме и о призвании художника.

О филологии

Я закончил филологический факультет нашего КубГУ в 2006 году. Когда поступал, мечтал стать писателем. Фанател от Пелевина и Вознесенского. Потом защитил дипломную со страшным названием «Особенности нарратива в социалистических романах 20–30-х годов». Пока учился, понял, что хочу работать не только со словом, хотелось создавать визуальные образы. Постепенно пришел в режиссуру. Но я рад, что закончил филфак. Там я получил великолепную культурологическую базу, без которой нечего делать в искусстве – будь это кино, живопись или музыка.

О Высших курсах сценаристов и режиссеров

После осознания того, что я все-таки не писатель, решил попробовать себя в качестве режиссера. Отправил работу на творческий конкурс в ВКСР. Прошел, сдал экзамены и попал в место с потрясающей энергетикой. Раньше ВКСР называли «Высшими просмотровыми курсами», потому что это было единственное место в СССР, где можно было увидеть абсолютно все фильмы. Здесь преподавали опальные Гумилев, Тарковский, Мамардашвили, для которых ВГИК был закрыт. Я поступил в мастерскую Аллы Суриковой и Владимира Фокина, где оказался самым младшим студентом. На высшие курсы обычно приходят люди, уже определившиеся в жизни – актеры, телевизионщики либо те, кто работает в кино. Длятся курсы три года, преподают там только профильные дисциплины. Нам приходилось смотреть по 3-4 полнометражных фильма в день. Но самое интересное – это их обсуждение в свободной творческой манере. Окончив курсы, я получил специальность «режиссер игрового кино».

О Мосфильме

После ВКСР пошел работать на Мосфильм ассистентом режиссера на съемках фильма «Человек с бульвара капуцинов-2». Я отвечал за реквизит. Все, что берет актер в руки, все, что используется, ломается – было моей заботой. На самом деле, это страшная вещь. Как-то снимали сцену – столик в кафе, Булдаков и Миронова пьют пиво и закусывают маринованным лучком. Кажется, ничего сложного. Но только не для реквизитора. Во-первых, на бутылки нужно наклеить свои этикетки и сделать это так, чтобы они не отклеивались в самый неподходящий момент. Во-вторых, пиво в кружках должно картинно пениться. При этом, естественно, алкоголь актерам в кадре пить нельзя. Поэтому на общем плане по кружкам разлили настоящее пенящееся пиво. А потом в кадрах, где актеры пьют, кружки подменили на такие же, но с безалкогольным содержимым. Причем, Булдакову наливали безалкогольное, а Миронова предпочла лимонад. Чтобы найти пиво, одинаковое по цвету с лимонадом, надо быть не просто реквизитором, надо быть художником. Все знают, что кино снимают в несколько дублей. Но не каждый задумывался, что после того, как актер отхлебнул пиво, в следующем дубле, который может быть через пять секунд, а может быть и через месяц, в бокале должно быть налито ровно столько же, и стоять он должен на том же самом месте. Ювелирная работа. Съемки проходили в Муроме, а там такое понятие, как «маринованный лук», отсутствует в принципе. Всей съемочной группой придумывали рецепты и в срочном порядке мариновали закуску сами. В-общем, работа кропотливая, ответственная и требующая порой невероятных ловкости и фантазии.

Валерий Анатольевич Мельников
Родился в 1984 году в Краснодаре.
В 2004 году женился на Татьяне Бескопыльной, воспитывает шестилетнего сына Виктора.
В 2006 году закончил КГУ по специальности «славянская филология», в 2009-м – Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
Фестивальная карьера:
2008 год:
– краевой фестиваль-конкурс «Молодой киновек», диплом 3-й степени в категории «Лучший анимационный фильм» за фильм «Кузнец и Черти».
– международный фестиваль молодых исполнителей «Хрустальная Магнолия», лауреат 2-й степени за фильм «Кузнец и Черти».
2009 год:
– фестиваль-конкурс «Молодой киновек», диплом 1-й степени в категории «Лучший анимационный фильм» за фильм «Взятие Березани»; диплом 1-й степени в категории «Лучший социальный ролик» за работу «СоцРолик».
2010 год:
– победитель краевого молодежного фестиваля социальной рекламы «Открытый мир» в категории «Профи».

О современном российском кино

Тема, конечно, наболевшая и скользкая. Поэтому выскажу свои зрительские предпочтения. По негласной традиции от русского фильма ждешь какой-то чудовищной глубины и достоевщины, но на самом деле – радостно, когда его просто интересно смотреть. А интересного сейчас много. «Жесть» Нейманда, «Ночной продавец», «Новая Земля». «Стиляги» Тодоровского – никогда бы не подумал, что мне так понравится мюзикл. Или недооцененный широким зрителем «Коллекционер» Грымова. «Как я провел этим летом» – атмосферно, и очень красивая съемка природы. Нравится, как снимает Хлебников. У него яркое, авторское кино. И при этом – далеко не астрономические бюджеты.

О студии

Вернувшись в Краснодар, я решил открыть анимационную и видеостудию «Дисколор». Мне кажется, здесь эта ниша еще не заполнена. Кроме того, анимация привлекает меня. Ее делаешь своими руками, в ней в любом случае есть что-то авторское. Для меня важно не только рассказать историю, но и образно передать ее через цвет, форму, фактуру. Анимация дает неограниченные возможности. Наша студия, кстати, делала для канала «НТК» анимационные передачи, которые каждое утро можно было видеть в течение полугода. Мы создали таких персонажей, как бобер Мудрик и пришелец Музеич, который рассказывал зрителям про краевой музей. Сделали еще заставку для конкурса «Киномалышок», который представляет детские фильмы в рамках фестиваля «Киношок». Среди наших работ также социальная реклама, пластилиновый мультфильм «Кузнец и черти». Планировался десятисерийный пластилиновый цикл «Екатеринодарские байки» – иллюстрация исторических анекдотов, связанных с нашим городом. Но, к сожалению, снята лишь одна серия. Конечно, хочется больше проектов.

О совмещении видео и анимации

Отношения, в которые вступает актер и анимированный персонаж – это главное направление, которое меня сейчас интересует. Также я экспериментирую со stop motion – покадровой съемкой объекта. Кстати, именно с применением этой техники был снят мой дипломный фильм «Заказ» с участием известных краснодарских театральных актеров Станислава Сальникова, Станислава Слободянюка, Алексея Суханова и другими. Съемка в такой технике – это адский труд. Аниматоры зачастую – закрытые люди, бывает, им приходится проводить по нескольку дней в студии безвылазно. Чтобы снять поднятую руку персонажа, нужно сделать около 700 фотографий. Обычно ты не одну точку анимируешь, а все части тела. А не дай бог, еще 10 персонажей. Нужно каждого двигать, возвращаться и фотографировать. А потом где-то на трехсотой фотографии понимаешь, что перепутал у пятого заднего персонажа движение руки. И надо все переснимать заново. Это очень кропотливая работа. Stop motion назад не вернешь. К тому же, пластилин – материал, который легко деформируется. Но трудности меня не пугают, а наоборот подстегивают. Многие боятся работать с покадровой съемкой, а я воспринимаю это как возможность проявить себя. Одна двухминутная сцена снимается сутки – а для меня это как наркотик.

О кубанской анимации

Сейчас у нас в крае начал просыпаться серьезный интерес к анимации. Кроме «Дисколора» есть студия «Мультпросвет», которую организовал музей Коваленко, и еще несколько организаций. И одна вечная проблема – финансирование. А деньги нужны. На пластилин, например, который быстро расходится. К сравнению, на 15-минутный фильм «Заказ» ушло 100 килограммов пластилина. Еще одна замечательная тенденция – стали проводить краевые фестивали и круглые столы, посвященные кино и анимации. Это, конечно, способствует общению различных команд, студий. Мы встречаемся, учимся друг у друга. Растем творчески.

О планах

Сейчас стараемся расширить нашу творческую команду. Ищем звукорежиссеров, фотографов. Хотим снять в одних декорациях три разных продукта. Первый – «вирусный» ролик для YouTube, своего рода смешное и короткое селф-промо, второй – современная детская история, которую сочиняет сказочник, и она тут же воплощается в жизни. А третий – некий сюр в стилистике «Города грехов». Также есть мысль делать что-то вроде виджеинга, то есть снимать людей real-time и сразу вставлять в клип, который они видят в городском пространстве.

Олег ПАВЛЕНКО
Фото: Фото из личного архива Валерия МЕЛЬНИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем