На днях активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу провели инспекцию в Кавказский заповедник и объект Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». Увиденное шокировало экологов: в районе заповедного кордона выявлены грубейшие нарушения международных обязательств России!
«На правом берегу реки Ачипсе и в ее русле, входящих в состав Кавказского заповедника, – говорит координатор ЭкоВахты Андрей Рудомаха, – компания «Газпром» и ее подрядчики ведут крупномасштабные строительные работы, разрушающие природные комплексы Всемирного наследия. Осуществляется все это в рамках программы подготовки к Олимпийским играм. В заповеднике построены полтора километра асфальтированной дороги, технологические дороги, капитальный мост, ведется строительство так называемого «берегоукрепления», в результате которого река станет каналом, дно и берега которого будут уложены габионам каркасами из металлической сетки, заполненной щебнем, галькой и камнями».
На протяжении нескольких километров территория заповедника превращена в стройплощадку. Берега и русло превращены в карьер для добычи камня. Та же судьба ждет еще одну заповедную реку – Лауру. Сейчас Лаура и Ачипсе представляют из себя грязевой поток, в котором вряд может выжить какая-либо рыба. А раньше эти реки были местом нереста краснокнижной ручьевой форели. Сейчас их нерестовое значение утрачено. Возможно, работы ведутся и выше по Лауре, но попасть туда не удалось.
Во время инспекции активисты ЭкоВахты пытались проехать через построенный в заповеднике мост на левый берег Ачипсе, однако были остановлены охраной. «Зеленых» не пустили в зону строительства потому... что там находится охраняемая территория Сочинского национального парка, о чем гласило уведомление на будке охраны. При этом поток большегрузных машин, уничтожающих природу национального парка, шел через пост бесконечной чередой.
На территорию Кавказского заповедника «Газпром» вторгся в 2010 году, после того как заведомо незаконное, по мнению экологов, строительство дороги на хребет Псехако через заповедник разрешило Министерство природных ресурсов и экологии. До этого между «Газпромом» и Минприроды несколько лет шла борьба, в ходе которой последнее отказывалось согласовывать строительство дороги. Но ситуация изменилась после того, как на Минприроды, возможно, оказал давление «олимпийский» вице-премьер Дмитрий Козак.
К сожалению, разрушительное вторжение олимпийского строительства на территорию Всемирного Наследия не получило должной оценки со стороны Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя Экологическая Вахта неоднократно информировала Комитет об угрозе строительства дороги на этом участке Наследия.