Выдающихся личностей в краснодарской фотографии много. Но их имена звучат, в основном, в диалогах узкого круга лиц. За пять лет Роман Благов стал не просто известным и модным свадебным и fashion-фотографом. Он стал брендом.
Пожалуй, Роман был одним из первых, чьи работы стали узнавать неспециалисты. Заговорили об особом «стиле Благова», который сформировался у фотографа, за весьма короткий срок. Я не поверила, когда Роман сказал, что всерьез снимает всего пять лет. За пять лет разобраться в технике, отточить приемы и не останавливаться в развитии – не каждый сможет. И при этом – работать в крупной компании на руководящей должности.
Основная специализация Романа – свадебная фотография. Здесь он впервые громко заявил о себе. Потом стал снимать для глянца. Но и на этом не остановился – зимой 2008-го открыл собственный свадебный журнал.
В кафе, где мы встретились с Романом, на стойке с прессой лежал свежий номер «Марьяжа». Я тут же схватила последний экземпляр – какая-то девушка намеревалась увести его у меня. Не тут-то было. Разглядывая рубрикатор, отметила, что издание постоянно пробует новые рубрики и стили. Возможно, к пятилетнему возрасту журнал станет столь же маститым, как и его издатель. Но развиваться точно не перестанет.
Дата рождения: 1975 год, 28 июля
Родной город: Георгиевск, Ставропольский край
Образование: КубГУ, факультет прикладной математики
Семейное положение: женат
– Mariage для вас хобби, бизнес или площадка для продвижения своих услуг?
– Всё и сразу. Конечно, журнал еще и прибыль приносит. Так что помимо удовольствия это еще и бизнес.
– Роман, как игрок рынка печати, расскажите, что сейчас происходит в краснодарском глянце?
– Кризис, конечно, сильно ударил. В первую очередь, именно по глянцу – в силу высокой его себестоимости. Сейчас ситуация выравнивается. Мой прогноз – журналы будут уходить в онлайн. А печатные версии будут продаваться, а не распространяться бесплатно, как это происходит в регионе сейчас. Сложно сказать, когда это произойдет в Краснодаре. Но мировая тенденция такова. Лично мне импонирует читать с бумаги. Но это потому, что я старой формации. Как аудиофилы, которые предпочитают винил. Но в печатной индустрии тоже может случиться массовый переворот, и все срочно перейдут на электронные книги. Уже переходят.
– С издательским делом всё ясно. А фотография может быть бизнесом?
– Если купить неплохую технику и срочно научиться снимать, то через год можно окупить затраты. Но только если брать «тушку», то есть саму камеру, и пару объективов. И обойтись без света и аксессуаров.
– Сколько стоит ваша техника?
– Больше миллиона. У меня две хороших камеры, линейка профессиональных объективов, свет и еще куча всего. И все это не умещается в одной сумке. Снимаю по-прежнему на Canon 5D Mark II. «Кэнону» не изменяю.
– В последние годы в Краснодаре произошел резкий скачок на рынке фотографии. Как сейчас обстановка?
– Не только в Краснодаре, но и в крае рынок достаточно развит. Это если не брать Москву и Питер и сравнивать с другими регионами России. У нас высокий уровень, и количество фотографов растет постоянно. Что не может в итоге сказаться на качестве. В общем, всё радужно.
– Свадьбы или fashion? Что нравится снимать больше?
– Конечно, fashion – здесь я могу дать себе гораздо больше свободы, чем на свадьбе. Фэшн, кстати, ничуть не легче. В городе очень сложно найти моделей, которые действительно умеют работать на камеру. Многие невесты в этом плане им фору дают, легко.
– А молодожены Краснодара изменились за последние пять лет? Легче идут на эксперименты?
– По-прежнему предпочитают классическую съемку. Но с каждым годом отважных становятся всё больше. Есть такое ошибочное мнение, что спрос рождает предложение. Это не так. Пока фотограф сам не покажет что-то необычное, люди не будут этого требовать. Ведь они знать не знают, что так может быть. А когда есть портфолио, работать легче. Можно уболтать ребят на креативную съемку.
– Бывало так, что видят ваши фото и просят снять так же, повторить?
– Пару раз. Чаще просят снять в определенном стиле. В основном, по этому принципу молодожены и выбирают фотографа – видят его работы, стиль и «примеряют» его на себя.
– Самая необычная ваша съемка – помните ее?
– Таких несколько. Те, что я снимал за границей – Куба, Бали, Прага. Из тех, что снимал для журналов – сессия для одного бортового издания. Удалось сделать съемку в стиле, который популярен сейчас на Западе. Подобные фото можно встретить, например, в итальянском Vogue (приглушенные тона, графический мусор и расфокус, фотобрак. – Прим. ред.) У нас в Краснодаре пока мало кто готов к таким экспериментам. Моя мама, кстати, не понимает, говорит – брак. Чаще снимаю, скажем так, коммерческие вещи. Заказчики прямо говорят: «Нам нужен ранний Благов». То есть – все чисто, ярко, сочно. Для шопинг-гида я как-то делал съемку «Средневековье в Сан-Ремо» в таком небрежном стиле, с расфокусом и намеренным техническим дефектом. Многие тогда не поняли главного редактора. Массовый зритель еще не воспитан фотографией настолько, чтобы воспринимать подобный язык. Если нечетко – значит, брак. Вообще, то, что появляется в журналах, очень сильно зависит от редакционной политики, которая задает тенденции и рамки для фотографа в творческой съемке. Ведь в такой ситуации я, по сути, исполнитель заказа.
– За пять лет было множество свадеб. Какая пара запомнилась больше остальных?
– Помню всех, серьёзно. Я отснял 208 пар за пять лет. Первые, кто в голову приходят – мои «кубинцы». На острове, конечно, обстановка иная, люди, менталитет. А каких-то совершенно выдающихся пар не могу назвать – с готами вот пока не удалось поработать. Я бы, кстати, с удовольствием отснял готичную или неформальную свадьбу.
– Как вас находят молодожены?
– Часть приходят по рекомендации, другие находят в Интернете, назначают встречу. Тогда мы обсуждаем сумму. Ходили слухи, что я беру по 80 тысяч за день. Миф. Как у большинства фотографов, у меня почасовая оплата. Есть какой-то минимум, зависит от дня съемки.
– Если невесты на съемке более открыты, то женихи – нет. Бывают и вовсе скромные пары. Как вы раскрываете их?
– Я использую гипноз. Молодожены видят мою большую линзу, через которую проходят солнечные лучи, и получается своеобразная гипножаба – она вводит пару в транс и с ними можно делать все, что угодно. Если серьезно, то фотограф должен быть отчасти психологом, к каждому клиенту есть подход. У меня прием один – общение. Необходимо расположить человека, чтобы он доверял тебе. Да, барышни в большей мере понимают, зачем и как позировать. А на женихов можно повлиять только через невест.
– Есть у вас коронная фраза при съемке?
– Наверное, только одна: «Работаем»! Если снимаю гламур, часто говорю: «Дай мне ротик». И когда модель делает то, что мне нравится, безустанно хвалю её.
– Включаете музыку во время работы?
– В студии бывает, чтобы расслабить модель. Играет то, что под руку попадется – чтобы отвлекало и создавало ритм. Лично мне нравится слушать Дайану Кролл, у нее восхитительный вокал. А фотографии лучше всего обрабатываются под романтический шансон.
– Вы эмоциональный человек? Бывает, что кричите на моделей?
– Импульсивный. Да, ору, еще как ору! Вообще, как я превратился из математика в фотографа – не знаю. Может, меня не в ту сторону направили. Хотя в детстве занимался в музыкальной школе, окончил с красным дипломом. Наверное, тогда и развилось художественное восприятие мира. В университете диплом у меня не красный, зато ум аналитический. Решаю сложные задачи – собираю детали в целое. Фотографировать, кстати, гораздо сложнее, чем создавать системы баз данных.
– Немногие так считают.
– Зря. В базе данных всё конечно и алгоритмично. А фотографии нет предела. Бывает, смотришь на чей-нибудь кадр и думаешь, господи, сколько же мне еще ползти и ползти до такого уровня.
– О чем в первую очередь думаете при съемке – об образе или техническом исполнении?
– Всё должно сложиться в снимке. Многое зависит от проекта, стиля и задачи. Если взять репортажную съемку, то при наличие в кадре сильных эмоций техническая составляющая отходит на второй план. Зритель, рассматривая такую картинку, испытывает чувства. И тогда не так обращает внимание, все ли в кадре резко.
– Предпочитаете снимать на открытом пространестве или в студии?
– Не люблю студии, люблю улицу. Стены меня угнетают. Да и люди зажимаются под лампами.
– Множество сессий вы проводите в необычных ландшафтах. Как выбираете место съемки?
– Сначала создается концепция и стилистика съемки, а потом смотрю место. Какие-то ландшафты уже давно приглянулись. И решаю, подходят ли они к той или иной задаче. На локацию приходится выезжать по нескольку раз – в разное время суток, чтобы посмотреть на то, как падает свет. Вслепую обычно не езжу. Но бывают и спонтанные съемки. Например, свадьба в другом городе. Но я быстро ориентируюсь на местности, сложностей обычно не возникает.
– Как вы стали снимать свадьбы?
– После окончания матфака работал в Анапе инженером телеграфа и сетей передачи данных. Потом переехал в Краснодар, до сих пор работаю в одной из компаний «большой тройки» по специальности – инженером баз данных. После покупки своей первой камеры Nikon D70 друзья попросили снять свадьбу, и мне все это очень понравилось.
– Как выдумываете постановочные кадры? Что вдохновляет?
– Чтобы человек начал что-то создавать, он должен быть насмотренным. В свое время я перебрал очень много работ. Начинающим очень помогают мастер-классы. Если бы в мое время были такие мастер-классы, как сейчас, я бы развивался гораздо быстрее. Не понимаю людей, которые пренебрегают обучением и считают, что знают всё. Но фотограф, открывающий класс, должен быть не только профи, но и хорошим учителем. Это большая редкость.
– Вы тоже проводите подобные занятия. Не боитесь вырастить себе армию конкурентов?
– Меня это совершенно не пугает. Напротив, если в Краснодаре появится больше хороших фотографов, буду только рад. Обучая людей, я понимаю, что обучаю общество хорошей фотографии. Другого пути приобщения к искусству не вижу.
– Возможна ли дружба между фотографами? Или это чистая конкуренция?
– Все возможно. Один из моих близких друзей, Виталий Васькович, тоже свадебный фотограф. Мы даже работаем вместе.
– Многие специалисты говорят о стиле фотографии от Романа Благова. В чем заключается этот стиль?
– Я бы определил его как свадебную гламурную фотографию. Каждая моя свадьба – глянец. Это и композиция, и свет, и обработка. Совокупность факторов, которая в итоге дает нечто общее и узнаваемое. То, что можно назвать стилем. Мои фотографии сладкие, гладкие, журнальные и сочные. Чем южнее живет фотограф или художник, тем ярче его работы. И у клиентов соответствующие требования и желания. А если взять питерских коллег, то у них доминирует черно-белое фото. Кстати, когда я снимал в Питере и Москве, заказчики просили тоже яркости. Видимо, для разнообразия.
– А что из искусства повлияло на стиль Благова?
– На формирование личности влияет все, что человек потребляет визуально и аудиально. Это хорошее кино, музыка, книги. На меня повлияла литература по философии и истории искусств. Хельмут Ньютон – один из моих любимых фотографов, его автобиография мне очень понравилась. Еще Дали. Балуюсь художественной литературой. Но несерьезной. Что касается кино, предпочитаю итальянцев. Люблю «Андалузского пса», причем, не только как картину. Там есть и грандиозный философский подтекст.
– Благов уже научил многих на своих курсах. А у кого учился Благов?
– Весьма повлияли на меня занятия с краснодарским фотографом Еленой Суховеевой. Стивен Мейсон, однозначно. Паоло Роверси. Ги Бурден. Вообще, у меня ужасная память на имена... Первоначально иконой свадебной фотографии для меня был Сергей Новожилов. Когда я смотрел на его фото, думал: как, ну как?! Потом осознал одно – чтобы у фотографа появился свой стиль, ему необходимо в совершенстве овладеть техникой. Те же Малевич и Дали были прекрасными классическими живописцами, но им удалось расширить свои рамки, только когда они полностью овладели всеми приемами.
– А где фотографу научиться технике? По книжкам или на семинарах?
– Я учился по книгам и путем повторения. Брал снимок и пытался понять, как он сделан – как поставлен свет, на каком эмоциональном фоне возник кадр, как фотограф общался с моделью. Многие боятся повторов. Считают, что это плагиат. Я уверен, что в начале пути это помогает. Всем советую – повторяйте.
– Что сложнее – постановка или репортаж?
– Для меня это деление весьма расплывчатое. Особенно в формате свадебной фотографии. Необходимо уметь делать и то, и другое, и еще много чего, чтобы хорошо отработать на свадьбе. Репортажники – люди с другой философией. У них иные цели и условия работы. У меня всё тесно переплетено. Я мешаю эти направления, чтобы съемка получалась более интересной и живой.
– Есть ли смысл в Краснодаре создавать что-то типа ассоциации свадебных, да и вообще фотографов?
– Это возможно, но особого смысла не вижу делать это в городе. Да, конкуренцию это не убьет. Но если и делать что-то подобное, то в форме агентства. Чтобы облегчить клиентам поиск фотографа на свадьбу.
– Ваше имя за последние годы стало известно широкому кругу горожан. И это определенный груз – появился имидж, который нужно поддерживать. Как вы это делаете?
– На тусовки меня зовут не часто. Наверное, потому что я человек недостаточно публичный. Да и натура у меня не «тусовочная». Считаю, что определенной известности и имиджа я добился только своей работой.
– Как можно описать ваш ритм жизни?
– Очень просто. У меня нет выходных уже пять лет. В будние дни с 9 до 18 работаю по профессии, а после шести и в субботу-воскресенье снимаю. Супруга Екатерина помогает мне обрабатывать фотографии и ездит со мной на съемки, часто ассистирует мне. Поэтому ритм бешеный не у меня одного, он у нас общий.
– Кстати, как вы с Екатериной познакомились?
– В Интернете. Сейчас это норма. А 10 лет назад познакомиться в аське было из ряда вон. Потом она приехала ко мне в Анапу из Таганрога, и мы поженились. Знали друг друга не больше недели. А чего тянуть? Свадьбу нашу, кстати, снимал Виталик Васькович. Тогда свадебной фотографии как жанра у нас в крае не было. Так что он пощелкал нас, и всё.
– Самый отчаянный поступок в вашей жизни?
– Пожалуй, наша «быстрая» свадьба. Вообще я достаточно рассудительный человек. Поэтому безумных вещей почти не делаю. На гору вот без страховки не полезу. Мне нужен комфорт. Знаете, и со страховкой не полезу. Да и вообще, что там делать-то? Вот если бы съемку интересную на вершине провести... Только так меня можно завлечь.