Настоящего актера и режиссера не так-то просто поймать для интервью. Особенно, если артист – главный кубанский Дед Мороз, а новогодние торжества уже на носу. Нам все же удалось встретиться с Валерием Трифоновым, который ежегодно вживается в образ Деда Мороза вот уже 45 лет. Беседа наша состоялась между репетицией главного новогоднего шоу творческого объединения «Премьера» – очередной «Новогодней фантазии» – и постановкой предстоящего праздника для одной из школ Краснодара.
Любопытно, что при этом недолгом интервью, случилась маленькая, но немаловажная техническая мистика. Фотоаппарат, который исправно работал до этой встречи и после нее, в самый ответственный момент никак не хотел запечатлеть Валерия Трифонова «не в образе». Возможно, воля случая не хотела раскрывать тайну Деда Мороза? И кубанцам, для сохранения этой загадки, не стоит видеть истинного лица волшебного персонажа? Главное, что Дед Мороз есть и он верит в чудо!
– Валерий Павлович, с каких пор вы играете роль Деда Мороза?
– В этом году исполняется ровно 45 лет, как я в этом образе. Я стал Дедом Морозом в 1965 году, когда служил в армии. Ведь у меня еще в школе было прозвище «Артист». Однажды мои ученические миниатюры клоуна увидел на сцене один режиссер. И он сразу взял меня в театр кукол. Мне тогда было лет 17. Вот и в армии потом сказали: «Ты же артист? Будешь Дедом Морозом!». И хотя я был механиком водителя танка в разведбате, но как артист всегда и запевалой был на плацу, и актером на сцене, и постановщиком миниатюр.
– Каким было ваше первое выступление в образе главного новогоднего персонажа? Вы его помните?
– Признаться, это не очень красивая история. Но в первый раз случай действительно получился незабываемый. Сначала расскажу предысторию. В 1965 году, как раз в декабре на службе в Омске, я был за старшего, когда нескольких солдат отпустили за покупками за пределы воинской части. Обратно мы опоздали. В общем, дали нам три наряда вне очереди. И что вы думаете? – 31 декабря в девять часов вечера подходит к нам старшина и говорит: «Вон то заведение видите?». И показывает на туалет. На 50 мест. Старшина продолжил: «Берете лопаты, ломики, ведра, тряпки и прошу отдолбить все и помыть горячей водой»… За 20 минут до полуночи он снова приходит к нам: «Так, прекращаем работу, быстро в Дом офицеров, выступать!». Мы быстро помылись, переоделись, показали офицерам и их семьям свои новогодние миниатюры, где я был Дедом Морозом. А старшина и говорит: «Все? Тогда идите продолжайте». И мы опять взяли лопаты и ломики, и свой Новый год встретили в туалете. Под играющую из приятельского приемника песню Муслима Магомаева «Королева красоты». Так что я никогда не забуду этот Новый год и первую роль Деда Мороза.
ФИО: Трифонов Валерий Павлович.
Кто: Главный Дед Мороз Кубани, артист Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова».
Дата рождения: 17 октября 1946 года.
Место рождения: СССР, Сибирь, г. Томск.
Место жительства: Краснодар.
Образование: Институты культуры в Томске и Тобольске, специальность – актер и режиссер.
Достижения: Лучший актер города Краснодара, Заслуженный артист Кубани, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, любимец детей и взрослых.
Семья: Жена – актриса Татьяна Степаненко, старшая дочь Лена, медик в Томске, средняя дочь Наталья, живет в Москве, младшая дочь Викулька, окончила санкт-петербургский институт по специальности информатика в экономике, живет в Краснодаре. Есть внучка и внук.
–Удивительно, что после такого случая вы не отказались играть Деда Мороза в дальнейшем.
– Ну что вы. Я и в армии еще до конца срока был Дедом Морозом. А дальше я ведь в основном был этим новогодним персонажем для детей. Придя со службы, я опять вернулся в театр. За это время у меня как раз произошла ломка голоса. Никто меня не учил речи, я просто сам стал разговаривать совершенным басом, как раз под Деда Мороза. В этой роли, помимо других, я работал в Томске, потом в Тюмени. Объездил как Дед Мороз весь север страны: и на оленьих упряжках, и на вездеходах, и на собаках. В 1969 году я ездил на фестиваль театров кукол в Польшу. А когда приехал обратно, в Москве как раз были новогодние представления на главной елке страны. И там Дедом Морозом был великолепный советский актер Александр Хвыля со своим невероятным мощным голосом. Мне было интересно, и я с ним познакомился прямо на Кремлевской елке. И даже сам отработал там два представления под его фонограмму. Кстати, он-то массивный был, а я худой, так что мне под наряд Деда Мороза пришлось надевать телогрейку.
– Чем характерен именно ваш Дед Мороз, каким вы его показываете?
– По-настоящему хорош тот Дед Мороз, который действительно любит детей. А я ведь всю жизнь работал в театре кукол и всегда для мальчишек и девчонок. И играю для них с любовью, искренне, ведь ребенка не обманешь. Разговаривая с детьми, нужно смотреть какие они, какая у них реакция на твои речи. Каждый ребенок ждет что-то от Деда Мороза, хотя бы доброго слова. Поэтому нельзя только с одним пообщаться, надо обязательно с каждым поговорить. Спросить, что он хочет, о чем мечтает? Если выступление в детском садике, нужно быть очень ласковым с малышами, если в школе – общаться более серьезно, а с большой сцены – торжественно. Так что я и сам каждый раз разный.
– За долгие годы работы с детьми, вы можете сказать, что они уже не те, что раньше?
– Вокруг часто можно услышать, что дети стали совершенно другими. Но это не правда! При каких-то внешних атрибутах современности (мобильных телефонах, компьютерах, плеерах и прочем) дети все-таки остаются детьми. И особенно, когда они приходят на елку. Так что у меня даже нет такого сравнения «тогда–сейчас».
Вот времена изменились, не такими стали уже сам Новый год и его подача детям. Жаль, но сейчас практически перестали делать настоящие новогодние праздники для детей. Нынче просто покупают билеты и толпой идут на спектакль в театр, концерт в филармонии, представление в цирк. А раньше что было? Ребята же приходили на новогоднюю елку, родители шили им костюмы, они разучивали стихи, водили хороводы, сами зажигали огни на дереве желаний, пели новогодние песенки, играли, танцевали. И Дед Мороз вместе с ними, а не со сцены, пел, играл, танцевал и веселился.
Раньше такая работа с детьми со многими сказочными персонажами прямо возле елки была часа на полтора. Вот это было интересно! Сейчас, например, я как режиссер-постановщик, делаю новогодние представления возле елки. Но это всего лишь 15-20 минут игр и загадок, чтобы дети развеселились перед спектаклем. Это, говоря современным языком, только «разогрев» публики, а не сам праздник.
– Приходилось ли играть Деда Мороза не для детей, а для взрослых? Как они реагируют на сказочного персонажа?
– По корпоративам в кафе и рестораны в последнее время я практически не езжу, хотя предложений очень много. Но если случается, я стараюсь играть Деда Мороза со взрослыми, как с детьми. И они действительно начинают вести себя как дети. Я всегда говорю: «Дорогие друзья, давайте вспомним свое детство. Как будто вам не 30, 40, 50 лет, а вы совсем маленькие. Давайте вспомним, как мы наряжали елку, ходили на утренники, и пели «В лесу родилась елочка». Вы же все знаете эту песню? Так что давайте выходите из-за стола, встаньте в круг и вместе споем». И что вы думаете? Все встают и все поют!
– Наложила ли роль Деда Мороза отпечаток на вашу личность? Или, может быть, как-то повлияла на вашу жизнь?
– Я такой, какой есть. Но, зная, что, начиная где-то с октября, меня ждет большая работа, начинаю готовиться к тому, что предстоит сделать. Последние выступления Дедом Морозом у меня выпадают примерно на 12-13 января. Вроде все, а время так быстро летит, и год моментально проходит. Так что всегда испытываю такое ощущение, как будто я вот только что всех с зимними праздниками поздравлял.
Но ведь каждый год есть что-то новенькое. В этом году, например, открыли с ТО «Премьера» Почтовый домик Деда Мороза. Знаете, сколько писем приходит – тысячи! И не только от детей, но и от взрослых. Многие просят довольно скромно, а некоторые: хочу компьютер, давайте мне мотороллер, я хочу путешествие в Египет!..
– Что для вас лично значит Новый год: это праздник с семьей или очередной рабочий день и вечер?
– Конечно, праздник! И для меня он считается самым лучшим. Безусловно, приходится много работать: поздравлять детей, администрацию, крупные компании, в новогоднюю ночь вместе с мэром и краснодарцами встречать Новый год на главной городской елке. Поздравив горожан, я сразу сажусь в машину, быстренько еду домой и дальше отмечаю праздник всегда с семьей.
– Случались ли с вами какие-то новогодние чудеса?
– Конечно, например, на севере. Как-то нужно было поздравить оленеводов, и меня закинули в место назначения на вертолете. Приземлились удачно. Юрты, олени, снега – все как положено. И я только-только поздравил всех с Новым годом, прибегает пилот: «Пурга начинается – надо срочно улетать». А там же если непогода, то она может затянуться и на месяц, и ты оттуда никак не вылетишь. И вот меня срочно везли в Салехард на собачьих упряжках. Над головой появилось красивейшее северное сияние. Это было незабываемо и чудесно.
– В образе Деда Мороза вы – волшебник! А какое чудо вам бы хотелось свершить в настоящем, а не сказочном мире?
– В прошлом году я поздравлял детей в Рождественском храме в Юбилейном микрорайоне. Там есть православная школа, а рядом – дети из детского дома. Меня неожиданно попросили между представлениями приехать к этим ребятишкам, но в суете забыли предупредить, что они сироты. Примчал, разговариваю с детками: «Ну, как вы, мои хорошие? Как вы, мои маленькие? Ну, как у вас дела? Как вы будете справлять Новый год? Мама с папой обязательно купят вам подарки!..» Меня толкают в бок и говорят шепотом: «Валерий Палыч, это детки, у кого родителей-то нет». Мне так стало не по себе! Я сразу постарался перевести разговор, как-то развеселить ребят. Один мальчишка там был очень красивый, Сережей звали. Сказал, что санки хочет. Я как Дед Мороз пообещал ему и санки, и все, что он хочет. Но потом он, в конце концов, сказал: «Дедушка Мороз, не хочу санки, хочу, чтобы у меня были мама и папа». И заплакал такими слезами…
Так вот, если б было в моих силах, я бы сделал так, чтобы не было в мире такого. Чтобы дети не были одиноки, чтобы у каждого ребенка были и папа, и мама. Это самое главное! Вот это я хочу.
– Вы сами верите в существование Деда Мороза – исполнителя желаний? Или какую-то другую силу свыше, делающую мечты реальностью?
– Я всегда верю. Так как я играю роль Деда Мороза, я обязательно должен верить в это. А главное, должен сделать так, чтобы в это верили дети. Вот почему ко мне иногда подходит ребенок и так пристально смотрит на меня. Я ему: «Ну что, мой маленький?». А он: «Вы настоящий! А вот там был не настоящий». Конечно, надо верить в чудо! Будет чудо – веселее жить будет. А Новый год – это же праздник. И он должен быть волшебным.
– Что бы вы пожелали кубанцам от себя лично и от вашего персонажа Деда Мороза?
– Традиционно здоровья, счастья и всего самого хорошего. Я желаю посетителям вашего портала, всем краснодарцам, а также станичникам и всем-всем жителям нашего Краснодарского края, мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, дядям и тетям – здоровья и счастья! Чтобы все мечты у них сбылись!