После начала специальной операции на территории Украины из магазинов пропали привычные для многих продукты. Например, на полках теперь сложнее найти газировку Coca Cola, какао и завтраки Nesquik или импортный алкоголь.
Журналист 93.RU побывала в нескольких магазинах крупных торговых сетей, а также в частной торговой точке у дома. Спойлер: везде появились импортные продукты и только в небольшом магазине удалось найти настоящую Coca Cola (из Турции).
Что сейчас происходит на рынке?
Отметим, что с февраля многие западные компании объявили об уходе с российского рынка. Однако в большинстве случаев это оказалось условной мерой. Зачастую иностранные фирмы продали свои российские бизнесы местным предпринимателям, поэтому привычные продукты потребитель получает в другой упаковке.
Простой пример — заводы, которые выпускали Coca Cola, просто разливают теперь газировку под брендом «Добрый», а они принадлежат всё тому же местному партнеру «Кока-Колы». При этом многие любители газировки отмечают изменения во вкусе.
Зато с уходом главного конкурента многие российские компании начали выпускать свою колу, фанту и спрайт. Сейчас на полках можно найти десятки видов газировки от разных производителей.
Аналогичная ситуация происходит с кофе. В магазинах до сих пор можно найти импортные зерна, но цены на них увеличились минимум вдвое. Зато появились новые бренды и торговые марки. Например, компания «МилФудс», которая раньше делала кофе Paulig, сейчас выпускает на своей фабрике в Твери кофе под итальянским названием Poetti.
Китайские йогурты и египетский сыр
В известных сетевых супермаркетах мы встретили корейские, китайские, эстонские и финские порошки и кондиционеры для белья. Надо отметить, что новинок на полках немного, но все привычные бренды никуда не делись. Например, бельгийский Ariel, немецкий Persil или британский Vanish.
Среди сыров большого разнообразия нет: кроме России, на полках представлены пармезан из Чили, Аргентины и Швейцарии, брынза из Сербии и множество видов из Белоруссии (фета, моцарелла, рикотта, маскарпоне). Удивил только сыр фета из коровьего и буйволиного молока из Египта. Еще в молочном отделе было необычно найти китайские йогурты (хорошо, что у них срок годности 180 суток).
В отделе с закатками можно найти армянские имам баялды (фаршированные баклажаны), овощной гарнир и другое. В том же отделе представлены консервированные испанские зубчики чеснока и оливки, иранская баклажанная икра, а также итальянское, испанское и греческое оливковое масло.
Наш импортный сладкий мир
Пройдя по магазину, кажется, будто всё осталось на месте, не считая напитков. Например, несмотря на уход Mars, на полках по-прежнему есть батончики Snickers, Milky Way, Twix, корм Pedigree, жевательные резинки Eclipse, Orbit и так далее. Все они произведены в России. Не удалось найти американские чипсы Pringles, зато почти в каждом магазине теперь продаются снеки от Насти Ивлеевой или блогера Влада Бумаги.
Среди сладостей тоже почти ничего не изменилось. Американский кондитерский гигант Mondelez International приостановил рекламу и инвестиции в России, но полностью не прекращал работу. Поэтому на полках остались печенье «Юбилейное» и Oreo, бисквиты «Барни», крекеры Tuc, шоколад Alpen Gold, «Воздушный», Milka, батончик Picnic, жвачка Dirol и леденцы Halls. Все они производятся на российских фабриках. То же самое произошло со швейцарской компанией Nestle (KitKat, Maggi, Nescafe, Nesquik, Nestea и другое) и итальянской Ferrero (Nutella, Raffaello, Kinder и другое).
На месте испанские сладости бренда Chupa Chups. Из новинок на прилавках можно найти печенье из Сербии, Италии и Франции, мармелад и жевательные конфеты из Турции, привычные всем немецкие шоколадки Ritter Sport или Merci. Также нам встретились шведские хлебцы Wasa, британские сладости Wagon Wheels и сербская шоколадная паста.
Самые международные отделы супермаркетов
Большое разнообразие импортных товаров по-прежнему находится в кофейном отделе. Помните новости, что с рынка ушли финский Paulig, немецкие Tchibo и Davidoff, итальянская Lavazza, швейцарские Nespresso и Dolce Gusto и другие? Так вот, есть хорошие новости — почти все они остались в магазинах. Плохие — цены выросли минимум вдвое. Уж не знаем, остатки ли это товаров, параллельный импорт или какая-то другая причина, но импортный кофе никуда не делся, только сильно подорожал (местами — в три-четыре раза).
Помимо кофейных гигантов (Lavazza, Julius Meinl), сетевики завозят менее известные фирмы. Например, итальянские Gimoka, Selezione Italiana. Еще одна приятная находка — Movenpick, который производят в Германии. Из новинок — грузинский кофе Cherie.
Но самое большое разнообразие среди импорта в отделе с вином. Здесь можно совершить настоящие мини-путешествие, потому что вокруг стоят бутылки из Испании, Италии, Румынии, Португалии, ЮАР, Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Македонии, Хорватии, Сербии, Австрии, Грузии, Азербайджана, Словакии, Германии, США, Франции и даже Австралии и Новой Зеландии.
А вы заметили какие-то изменения в магазинах?