С приходом тепла в парках южных городов России снова открылись аттракционы. Однако далеко не все из них являются безопасными. В начале мая в Ейске несколько детей чуть не вылетели со своих мест, катаясь на «Лавице». Очевидцы сообщили, что мальчики получили ссадины и ушибы, а один сломал ребра.
Буквально в тот же день сочинский «Квантовый скачок» приостановил работу после того, как на нем застряла группа отдыхающих. Посетители парка несколько минут находились в вертикальном положении.
А как обстоит ситуация в Краснодаре? Журналист 93.RU пообщался с главным инженером МБУК «Краснодарские парки» Владимиром Шуляренко, а заодно лично посетил несколько парков, оценив состояние аттракционов и их безопасность глазами обычных посетителей.
Проверка и осмотр
«Краснодарские парки» — это Чистяковская роща, Городской сад, Солнечный остров и Парк 30-летия Победы. Везде есть аттракционы — от невинных детских до «скоростных горок» и колеса обозрения. Всего, по словам Шуляренко, там установлено 104 аттракциона. Некоторые арендованы, какие-то куплены. Их количество может меняться, например, когда что-то выходит из строя или собственник решает забрать свое имущество.
— Все аттракционы, которые стоят в парках, проходят технический осмотр, и контроль за ними ведется в соответствии с действующим законодательством. В частности, с 2021 года обязанность по надзору за содержанием аттракционов и их регистрации возложена на Министерство сельского хозяйства Краснодарского края. Они осуществляют контрольные функции по вопросам эксплуатации аттракционов, — объяснил эксперт.
Он отметил, что непосредственное освидетельствование минимум раз в год проводит специализированная аккредитованная организация. После проведения этих мероприятий эксперты дают свое заключение на дальнейшую эксплуатацию или указывают на недочеты, которые сотрудники «Краснодарских парков» обязаны устранить. Данный документ доводится до Минсельхоза в лице Гостехнадзора.
Наследие СССР
— У нас налажено обслуживание аттракционов в соответствии с действующей технической документацией в зависимости от каждого объекта. На каждый аттракцион составлен график обслуживания. При необходимости выполняются работы по ремонту оборудования. Чаще всего меняют подшипники. Не самые популярные аттракционы — там то же самое, но обслуживание на уровне «проверить смазку» и тому подобное. Расходы на это в нашем учреждении предусмотрены, — сказал специалист.
Шуляренко подчеркнул, что проверки проводятся не реже одного раза в 12 месяцев. На сегодняшний день большинство аттракционов в парках Краснодара уже прошли освидетельствование. У каких-то проверка будет летом — зависит от того, когда их ставили на учет и проводили техническое освидетельствование. Есть аттракционы, которые проверяются в ноябре–декабре. Но независимо от этого ежедневно проводится первичный осмотр и пробный пуск каждого аттракциона.
— Срок службы аттракционов обычно устанавливается производителем и может колебаться в пределах 5–10 лет. Те, что у нас в парках, нельзя сказать, что совсем новые. Это дорогое удовольствие. Средний срок аттракционов у нас где-то 10–15 лет. Имеются еще советского образца, например «орбиты», «веселые горки». Но есть относительно новые, — отметил Шуляренко.
По его словам, несмотря на проблемы со старыми объектами, учреждение старается обновлять «ассортимент».
— В этом году мы регистрируем ряд новых аттракционов. «Чудеса на виражах» и «Пчелиный дом» — в Городском саду, «Пчелки». Народ на них идет, выглядят они привлекательно. Основные новые — две манежные карусели в Городском саду и на Солнечном острове. Их наше учреждение в 2023 году самостоятельно приобрело в лизинг, — добавил инженер.
Сойдет или страшно?
Внешнее состояние большинства аттракционов в Краснодаре сегодня можно назвать удовлетворительным. Хотя поддерживающие конструкции и определенные элементы выглядят «колхозно», нет никаких заметных выступающих деталей, намекающих на опасность аттракциона.
Впрочем, нельзя не отметить большое количество ржавчины повсюду и отсутствие нормальной покраски. Есть вопросы и к организации — на глазах корреспондента 93.RU сотрудница аттракциона с крутящимися чашками в Городском саду просто обошла всех перед заездом, не проверив ни у кого крепления.
Среди негативных отзывов в Яндексе основная критика парков Краснодара направлена в сторону плохой благоустроенности и старых аттракционов. При этом цены на отдых — не то чтобы бюджетные. На «устаревшее» колесо обозрения в Городском саду взрослый билет стоит 300 рублей, детский — 250. И это не считая местной платежной карты, которую нужно приобрести за 50 рублей.
Дорогое удовольствие
Неужели у «Краснодарских парков» нет денег на новые аттракционы? В этом году, например, учреждение опубликовало заявку на аренду двух аттракционов с начальной стоимостью в 12,6 миллиона рублей и 9,2 миллиона. И это при том, что на организацию и контроль посещений аттракционной техники МБУК в этом году предложило 17,3 миллиона рублей (в 2023-м — 14,4 миллиона, в 2022-м — 7,8 миллиона).
Последние два года этот тендер выигрывает убыточное предприятие ООО «Парки города». Баланс данной организации на 2023 год составил 15,8 миллиона рублей (на 58% ниже, чем в 2022-м), а чистый убыток — 2 миллиона рублей. Гендиректором является Денис Святкин, который ранее был учредителем ООО «Парки Кубани». Это предприятие уже не активно, последний отчет был за 2020 год, убыток тогда составил 1,2 миллиона рублей при нулевом балансе.
В копеечку обходятся техническое содержание и обслуживание аттракционов в парках Краснодара. В 2024 году МБУК объявило тендер с начальной стоимостью в 12,7 миллиона рублей, годом ранее — на ту же сумму, в 2022-м — на 11,7 миллиона. Точно также последние два года конкурс выигрывает ИП Карцев Виталий Дмитриевич, зарегистрированный ровно в 2022-м.
Причем в данных ЕГРИП на это ИП зарегистрирована электронная почта den.svyatkin1981... («Ден.Святкин1981»). Являются ли Карцев и Святкин родственниками — неизвестно. Но что их объединяет, так это потеря денег. Убыток организации, связанной с ИП Карцев и специализирующейся на строительстве жилых и нежилых зданий, — ООО «Алкрис — Юг» — за 2023 год составил 675 тысяч рублей, а баланс — 1,2 миллиона рублей (падение с 2022-го — на 61%).
Что смотреть?
Контракт на техническое содержание и обслуживание действует полгода. Что входит в техническое обслуживание по этому договору?
Раз в неделю:
выполнить работы, проводимые при ежедневном техническом обслуживании;
произвести проверку надежности крепления штанги токосъемника верхнего, прилегание контакта к токонесущей сетке;
произвести регулировку положения каната нижнего токосъемника, для чего ослабить болты и передвинуть канат токосъемника на требуемую длину;
произвести смазку редуктора мотор-колеса вручную солидолом Ж ГОСТ 1033–79.
Раз в 15 дней:
произвести работы по ежедневному техническому обслуживанию и периодическому техническому обслуживанию один раз в 7 дней;
произвести смазку вручную зубчатой пары и подшипников качения рулевой колонки и качения оси.
Ежегодно перед сезоном при сильном просыхании грунта летом проводить замер сопротивления заземляющего устройства.
Кстати, ранее мы узнали, будут ли в парках Краснодара 1 июня бесплатные аттракционы и мороженое, как раньше. Ответ огорчил.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».