Ранее мы рассказывали, как отдохнуть за 200 тысяч рублей в Адлере, если твой супруг — айтишник. Сегодня расскажем про более бюджетный вариант, но уже за границей. Наш журналист Никита Зырянов съездил в отпуск в Грузию, где неделю ел хинкали, мерил шагами исторический центр Тбилиси, забирался в горы и пытался уложиться в бюджет в 40 тысяч рублей. Отчасти это удалось, но пришлось знатно потрудиться. Рассказываем, как отдохнуть в Грузии, не потратив при этом все свои деньги.
Дорога в Тбилиси за 4 тысячи рублей
26 августа с вокзала Краснодар-1 отправился поезд во Владикавказ. Билет обошелся чуть более чем в 1 тысячу рублей. Потому что места в купе или плацкартном вагоне уже раскупили. Остались лишь сидячие места, как в сочинской «Ласточке», но в более старом вагоне.
Около 13 часов сидя — испытание не только для психики, но и для позвоночника. Но всё же, удалось немного сэкономить. До Владикавказа в итоге мы не добрались. Утром следующего дня в 07:58 поезд прибыл в Беслан, в Северную Осетию. Здесь на перроне пассажиров, которые выходят из поезда на получасовую остановку, уже встречают криками: «В Тбилиси, кому в Тбилиси!?» Источник звуков — несколько мужчин в огромных кепках-копполах, которые выискивают взглядами людей с сумками или рюкзаками.
— Сейчас, погуляй еще часик, скоро поезд из Москвы приедет, может, кто еще в Тбилиси будет. Пока прыгай в машину, — говорит один из водителей, которые наладили почти беспрерывные перевозки между Бесланом и Тбилиси.
Почему именно Беслан? Как объясняют водители, поезда здесь останавливаются на 30 минут.
— Отсюда быстрее добраться до Грузии, чем из Владикавказа, — отвечает водитель, продолжая наблюдать за пассажирами.
За забором вокзала целый автопарк, который живет своей жизнью уже с самого утра. Еще не открылись продуктовые магазины, а машины уже начинают отъезжать в сторону границы. Цена этого трансфера — 3 тысячи рублей. Дорога до столицы Грузии занимает около пяти часов, без учета прохождения через границу на Верхнем Ларсе. Один минус: выезд из Беслана может затянуться до тех пор, пока водитель не наберет достаточное количество пассажиров в свой минивэн или не подскажет другого, который уже почти набрал.
На границе с российской стороны предстоит ответить на вопросы, где работаешь и с какой целью едешь. На грузинской стороне пограничники менее словоохотливы. Там просто сверяют фотографию, ставят штамп и говорят: «Следующий».
За Верхним Ларсом начинается долгий серпантин, который петляет между маленьким горными грузинскими деревушками Степанцминда, Гудаури, Пасанаури и Анаури по долине реки Терек. Спустя часа три дорога выпрямляется. На смену альпийским пейзажам приходят «греческие» — выжженные солнцем поля и немногочисленные домики по обеим сторонам дороги.
Итог: вся дорога обошлась в 4 тысячи рублей, по времени путь из Краснодара в Тбилиси занял 22 часа.
Первое впечатление
Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Тбилиси, — это автовокзал. Шумный, многолюдный и с огромным количеством пунктов обмена валюты. Там можно обменять немного валюты на первое время.
Немного, потому что курс разнится в зависимости от района. В итоге можно недосчитаться 20–30 лари (700–1000 рублей по курсу 37 рублей за 1 лари). Большие суммы лучше менять в центре — около площади Свободы, предварительно посмотрев курс и высчитав итоговую сумму. И деньги всё же лучше пересчитывать на месте, на глазах у сотрудника обменного пункта, не убирая их.
Еще заранее стоит позаботиться о роуминге. Потому что за Верхним Ларсом интернет благополучно перестает работать. Сутки в роуминге обойдутся в 400 с лишним рублей. Еще не помешало бы изучить карту метро и самого города. Без интернета там прожить можно, потому что почти в каждом кафе или ресторане есть Wi-Fi.
При этом троллейбусов и трамваев в городе нет. Линии перестали работать в 2006 году. Зато есть метро, но всего с двумя ветками, и автобус (удобный низкопольный транспорт с кондиционером). В Тбилиси нет старого автобусного состава. Во всяком случае за неделю найти ни одной машины, которая бы по качествам напоминала разбитый краснодарский пазик, не удалось. Для оплаты проезда там используют единую карту Metromoney.
Ее можно купить на любой станции за два лари и там же пополнить. Проезд на всём транспорте стоит 1 лари. При этом последующие пересадки в течение трех часов — бесплатные. Также картой можно оплатить проезд на фуникулере.
На метро от автовокзала можно добраться до центра. Там уже никаких проблем с логистикой нет. Все названия дублируются на английском языке.
По ощущениям, влажность в Тбилиси выше, чем в Краснодаре, но температура воздуха летом там ниже на несколько градусов. Да и сильной жары не ощущается, потому что все проспекты и улицы для прогулок находятся в тени платанов и других деревьев с пышными кронами. Настоящая духота начинается вечером.
Цены на еду
Любой, кто приехал в Грузию, первым делом идет пробовать местные хинкали и вино. Последнее, кстати, там наливают почти полный бокал.
Средний обед в местном кафе или ресторане грузинской кухни в самом центре обойдется примерно в 40 лари. Это кофе (от 8 лари), суп (от 14 лари), салат (от 10 лари) и вино (от 7 лари). Цена на хинкали начинается от 1,8 лари и доходит до 4 лари. Всё зависит от начинки.
В кофейнях стоимость кофе также находится на уровне 8–14 лари за чашку. Это больше, чем в Краснодаре.
Куда стоит сходить в первую очередь — к монументу Мать Грузия, который находится на вершине холма Сололаки. Оттуда же открывается вид на весь Тбилиси, а рядом находится всё, что осталось от старой крепости Нарикала. Вход туда свободный. Подъем на монумент стоит 6 лари. Но при желании подняться туда можно и пешком.
В обратную от города сторону, за спиной у Матери Грузии, находится национальный парк, по которому можно гулять часами.
Для любителей гулять по городу в Тбилиси есть километры улочек со старинной малоэтажной застройкой и уютными внутренними двориками, которые там называют итальянскими, и парками. Ехать туда можно и с ограниченным бюджетом — просто посмотреть на город. Менее интересной поездка от этого не станет.
«8 тысяч лет грузин делает вино… и шашлык… и хинкали»
Два дня из недельной поездки в Грузию удалось провести в горах, в маленьком селе Степанцминда в долине реки Терек. Окна из каждого дома там выходят на горные вершины.
Сутки в простом отеле без завтраков обошлись в 60 лари. Но предварительно там озвучивали цену в 50 лари.
В самом центре села стоит старая остановка, куда приезжают машины и микроавтобусы из Тбилиси. Они курсируют почти круглосуточно. Билет в один конец стоит 15 лари.
На этой остановке сразу есть центр обмена валюты. Недалеко находятся кафе, рестораны и винный магазин.
— 8 тысяч лет грузин делает вино… и шашлык… и хинкали, — сказал водитель, который возит туристов на холм к церкви Святой Троицы, построенной в XIV веке на высоте 2170 метров над уровнем моря.
Это самое популярное туристическое место, откуда открывается вид на Степанцминду, небольшую деревушку Гергети и гору Казбек. Подняться туда на машине стоит 35 лари, вся дорога занимает около 10 минут по серпантину.
Спуститься можно самостоятельно козьими тропами и частично по тому же серпантину. Но места для пешеходов там почти нет. Поэтому этот путь не очень безопасен.
После спуска можно прогуляться по селу или зайти в местный магазин-винодельню. Также вино продают и местные — за 40–50 лари за два литра. В магазине же стоимость начинается от 35 лари и доходит до 120 лари.
Если знание языка заканчивается на «гамарджоба»
Языкового барьера в Грузии нет. Во-первых, там почти все говорят на русском, в противном случае можно изъясняться на английском. К тому же здесь все уже привыкли к языку жестов.
Страну посещает большое количество туристов, не только из Европы, но и из азиатских стран. Это касается и маленьких горных деревень. Местами продавцы даже различают национальность и называют цену на английском, русском и грузинском языках.
Дорога домой
Дорога домой, если придерживаться наиболее экономного варианта, выдалась чуть дольше и дороже. Во-первых, покупать билет на поезд из Владикавказа (именно туда в обратном направлении едут минивэны с туристами, а не в Беслан) не стоит. Потому что неизвестно, какая очередь будет на границе. Во-вторых, из Владикавказа не каждый день ходят прямые поезда в Краснодар.
Из Тбилиси водитель выехал в 19:00, во Владикавказ машина приехала уже в полночь. Ближайший поезд отходил от вокзала во Владикавказе в сторону Краснодара в 06:58. Он обошелся в 1,3 тысячи рублей. Еще 680 рублей пришлось отдать за билет из Армавира, там была пересадка. По времени дорога заняла почти сутки. По стоимости, почти 5 тысяч рублей.
В итоге за всю поездку, без учета жилья (тут помогли друзья), журналист потратил 36 тысяч рублей — это 980 с небольшим лари. На еду в сумме ушло около 400 лари — это 14 тысяч рублей. Остальное — на поездки, вино, сувениры и одежду. В Тбилиси продолжают работать европейские брендовые магазины. Шорты в условной Zare, например, можно купить за те же 900 рублей. Так что туда можно ездить, чтобы прибарахлиться.