
Для получения аттестата ребятам нужно набрать минимум 27 баллов
Во вторник, 27 мая, одиннадцатиклассники страны сдавали ЕГЭ по математике. Кто-то выбрал базовый уровень предмета, а кто-то — профильный. Однако те выпускники, кто решил сдавать «профиль», сейчас в панике из-за результатов: они жалуются на сложность заданий. Многие заподозрили в этом возможный план чиновников по освобождению высших и наполнению средних специальных учебных заведений. Много лайков набирают комментарии с требованиями отменить ЕГЭ и вернуться к советской или ранней постсоветской системе оценки знаний.
Математика — обязательный предмет, который сдают все одиннадцатиклассники. Они могут выбрать любой уровень экзамена. Если математика не требуется для поступления, сдают базу, а если предмет нужен — «профиль».
ЕГЭ по профильной математике длится 3 часа 55 минут и состоит из 19 типовых заданий: 12 в первой части и 7 — во второй. Первая часть требует короткого ответа, а вторая — развернутого. Выпускники рассказали MSK1.RU, что задания оказались намного труднее тех, которые они решали при подготовке, и они думают, что задания для москвичей были сложнее, чем по всей стране.
«Я к репетитору ходила три года, зная, что мне надо будет „профиль“ сдавать. То есть я еще в 9-м классе начала к ЕГЭ готовиться, пока у всех были просто геометрия и алгебра. А сейчас молюсь хотя бы 70 баллов получить. Хотела подавать документы на инженера, а теперь, видимо, буду брови да ноготочки делать», — рассказала MSK1.RU москвичка Анастасия.
Девушка отметила, что уже готовится увидеть «слабый результат», хотя пробники она писала более чем на 90 баллов и дважды сдавала на 100 баллов.
Утром в день экзамена начала гуглить, кто еще жаловался. Писал Дальний Восток. Но мы смотрели их варианты, они были проще.
Одноклассник Анастасии Иван рассказал, что в последние несколько недель ребята не могли нормально спать из-за нервов. Кто-то решал варианты ЕГЭ прошлых лет, кто-то смотрел вебинары, а кто-то просто не мог сомкнуть глаз из-за волнения.
«Мы с одноклассниками вышли с глазами навыкате, минут десять сказать ничего не могли. Девочки рыдали, пацаны держались. Хотя один медалист все-таки тоже заистерил: вдруг медаль не получит, а он к ней столько лет шел», — рассказал одиннадцатиклассник.
По его словам, в вариантах попадались и слишком трудные задачи.
«Первая часть еще куда ни шло, а вторая просто ужас. Я запомнил одну задачу наизусть, вышел и сразу записал. Показал учительнице, и даже она сказала, что за четыре часа с остальными задачами вместе это не решишь. Одноклассница эту же задачку репетитору показала, тот тоже удивился. И так не одно задание и не в одном варианте», — негодует Иван.
А еще ребята пожаловались на некорректность формулировок. Выпускник Матвей рассказал нам о примере такой задачи.
«Были непонятные формулировки. Точно задачу не вспомню, но про кредиты. Что-то вроде „на какую сумму брали кредит, если в 2030-м сумма составила столько-то рублей“. Это сумма за весь срок или за конкретный год? Никто не понял», — возмущается собеседник.
Всегда говорили, что в нечетные годы варианты сложнее. Но чтобы настолько… Были такие задания, похожие на которые мы даже не решали.
Все школьники боятся, что из-за настолько трудных заданий получат низкие баллы и не смогут поступить на бюджет. По их словам, они не хотят расстраивать родителей и рушить свои планы на поступление в конкретные вузы.
«Я надеюсь хотя бы на минимум сдать, хотя пробники всегда были больше 80 баллов. Очень много и сил, и денег на подготовку было потрачено. Зря?» — задается вопросом Евгения, одноклассница ребят.
Своим мнением поделилась учительница математики. Галина Ивановна (имя изменено по просьбе женщины. — Прим. ред.) тоже считает, что в этом году задания оказались слишком сложными.
«Все задачи больше похожи на те, что решают на первых курсах технических университетов. Дети, которые сдают ЕГЭ, к такому не готовы. И не могут быть готовы: мы некоторые задачи даже не разбирали. Откуда они взялись в КИМах (стандартизированных контрольных измерительных материалах. — Прим. ред.) — загадка. Родители мне в панике звонят: не врут ли дети? Не врут. Будем надеяться, что баллы всё равно окажутся нормальными», — отметила в разговоре педагог.
Также, по ее словам, на итоговые результаты школьников сильно влияет и сама обстановка на экзамене.
«У меня девочка [ученица] заплакала еще на этапе заполнения бланка. Она в строке для имени начала писать фамилию. Представляете, какой стресс у ребенка? А как задания увидела, так вообще разнервничалась. После экзамена вышла вся бледная, но сказала, что решила большую часть и уверена в ответах. Собралась с силами, умничка», — подчеркнула Галина Ивановна.
Как заявил MSK1.RU Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук и академик РАО, директор столичного Центра образования № 109 («Школа Ямбурга»), отличаться по уровню сложности варианты из разных регионов не могли.
«Нет, по уровню сложности ЕГЭ в регионах не мог отличаться. Они, конечно, разные, чтобы не было утечки информации, потому что сейчас же другая система защиты информации. Раньше как было: прошли экзамены во Владивостоке, и сразу в интернете варианты появлялись. Это была никуда не годная вещь, — подчеркнул Ямбург. — Сегодня мы минут за 15–20 до экзамена получаем эту информацию в закрытом виде, распечатываем и раздаем ребятам».
Кроме того, собеседник подчеркнул, что на протяжении учебного года проводятся пробники, чтобы ученики могли оценить свои знания и понять, какие темы им нужно подучить. С версией, что в КИМах попадались варианты, не соответствующие уровню школьной программы, преподаватель не согласился.
«У меня дети [ученики] сдавали, все вернулись довольные, спокойные абсолютно. „Профиль“ есть „профиль“. Там и предполагаются нестандартные, достаточно сложные вопросы повышенного уровня, — рассказал он. — Те, кто собирается поступать на технические специальности, должны быть к этому готовы. Такова их избранная стратегия и карьера».
За комментарием MSK1.RU обратился и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Там также ответили, что «уровень сложности экзаменационных работ по регионам не отличается».
На дополнительные вопросы, в том числе «Действительно ли в этом году варианты были намного сложнее?» или «Все ли задания были на уровне школьной программы?», нам отвечать отказались «до завершения проверки экзаменационных работ».
В 2025 году для получения аттестата одиннадцатиклассник, сдающий профильную математику, должен набрать минимум 27 баллов. В 2024 году выпускники получили возможность пересдать один предмет ЕГЭ по выбору, независимо от результата первой попытки. При этом в случае, если во второй раз результат окажется хуже, он всё равно будет засчитан, а баллы за первую попытку аннулируются. Для пересдачи выделены дополнительные дни.
Сдавали ли вы ЕГЭ по профильной математике?