Культура «Такого нет нигде в стране». История легендарной мозаики на здании Дома книги в Краснодаре

«Такого нет нигде в стране». История легендарной мозаики на здании Дома книги в Краснодаре

Искусствоведы и авторы панно рассказали о том, как создавалась уникальная композиция

Огромное панно находится в центре Краснодара

Мозаика на пересечении Красной и Гимназической в Краснодаре известна многим жителям и гостям города — ее трудно не заметить, прогуливаясь по центральным улицам. Огромное панно больше 45 лет украшает здание бывшего дома Аведовых, которое находится за Домом книги.

За эти годы мозаика под названием «Я вызову любое из столетий» стала одним из самых значимых произведений монументального искусства в городе. Ее автор — художник Валентин Папко, и это самая масштабная его работа. Над ней он трудился в одиночку: с 1976 по 1978 год с эскизами, маленькими плиточками и бетонными смесями работала целая команда мастеров. 93.RU решили взглянуть на необычный орнамент поближе и разобраться в истории его создания.

Под «монументальным искусством» обычно понимают архитектурные сооружения, скульптуры, настенную роспись, мозаику или витражи, которые воплощают значимые общественные идеи и рассчитаны на массовое восприятие.

Этот вид искусства обрел популярность в Краснодаре в 60–70-х годах XX века. Тогда яркими панно украшали новые многоэтажки, заводы, учреждения культуры и университеты. Сюжеты охватывали актуальные в то время темы: космос, наука и культура, также использовались и абстрактные композиции.

На панно есть несколько разных сюжетов

Что изображено на мозаике?

Несмотря на то что деталей у эпического панно на улице Красной довольно много, центральная фигура, которая занимает большую его часть, — мужчина, прижимающий книгу к груди. Это Иван Федоров, один из первых русских книгопечатников, он занимался выпуском книг в XVI веке. Вокруг него разворачиваются динамические и трагические сюжеты, связанные с историей литературы и науки. Слева на фрагментах мозаики можно увидеть имена знаменитых ученых: Леонардо да Винчи, Коперника, Циолковского и других.

В верхней части мозаики крупными буквами выложено ее название — «Я вызову любое из столетий». Это строки из произведения поэта Арсения Тарковского, где провозглашается бессмертие всех и всего на свете.

— Когда начинаешь всматриваться в мозаику, ты видишь, как она вписана в архитектуру, и создается ощущение, что элементы Дома книги будто отражаются в зеркале самой мозаики, это образы различных книг, которые постепенно оживают. Ты как будто одну за другой читаешь книги, — так историк Антон Капшук описывал краснодарский шедевр в интервью радио «Маяк».

Мозаику Папко можно разделить на несколько частей, сделана она в форме буквы Г. Такая задумка была неслучайной — предполагалось, что на Доме книги будет эксплуатируемая крыша, одну часть мозаики можно будет рассмотреть только с высоты, а вторую — с земли.

Произведение Валентина Папко интересно рассматривать и вблизи, и издалека

«Мозаика не должна быть там, не предполагалось»

Площадь огромной композиции — 450 квадратных метров. Ее величину можно сопоставить с участком для небольшого частного дома в центре города. По словам автора, изначально она не должна была появиться на Доме книги.

Валентин Папко на встрече с журналистами и ценителями искусства мозаики рассказал, что создавать ее было непросто. Власти попросили выполнить задание, но фактически пришлось трудиться для несуществующего заказчика. Директор Дома книги только спустя некоторое время дал добро на выкладывание панно на фасаде здания.

— Главный идеолог края приходил ко мне в мастерскую. Он увидел эскиз Дома книги, а мозаика не должна быть там, не предполагалось. Нам закупили смальту за сто тысяч рублей, но не было заказчика. Несколько лет работали без заказчика. А потом председатель ЦК партии сказал: «Такого нет нигде в стране», — рассказал художник историю того, как руководители края утвердили его работу, ставшую в итоге известной на весь Краснодар.

Валентин Федорович Папко (1939) — советский художник и профессор монументально-декоративного и станкового искусства. С 1970 по 1995 год работал на Краснодарском художественном комбинате. Папко делал мозаики, гобелены, росписи и разные рельефы. Одни из самых известных его работ — роспись «Распятая Кубань» и мозаика «Братья» (Тимашевск, здания музея семьи Степановых), гобелен и роспись в Доме торжественных обрядов в станице Новоминской, энкаустика в народном театре Ейска.

Подпись художника на самой мозаике

От эскиза на картоне до огромного панно

В то время созданием монументального искусства занимались художественные комбинаты. Эта система существовала по всему СССР, Краснодар не был исключением. Часто бывало, что во время строительства здания выделяли деньги и на украшение фасада — рельефом или мозаикой.

Сначала автор создавал эскиз и относил его на рассмотрение в художественный совет. Утвердят его или нет — уже другой вопрос. Если давали добро, то художник делал масштабную версию, так называемый «картон». Это вариант эскиза в полный размер, но на бумаге, рассказал радио «Маяк» искусствовед Алексей Угольников.

По словам Папко, его «картон» лежал перед зданием Дома книги, а комиссия рассматривала этот черновик с крыши. С земли такой огромный рисунок было увидеть просто невозможно.

К уличной мозаике можно подойти и рассмотреть поближе

В том числе из-за большого размера мозаику закрепляли на стене не самым распространенным способом. Сначала цветные фрагменты из смальты выкладывали в мастерской на бетонные блоки размером 50 на 50 сантиметров. Уже потом их отвозили к зданию и начинали устанавливать на стену. По мнению исследователей, такой метод создания мозаики — один из самых надежных, и произведение искусства может существовать практически вечность.

Вблизи мозаика может выглядеть неровной — ее детали действительно находятся на разном уровне. Некоторые из них сильнее выступают вперед, другие находятся в углублении. Такой эффект получился как раз из-за способа нанесения орнамента на стену.

Смальта — это самый распространенный материал для мозаик, который изготавливают из цветного непрозрачного стекла.

Так работа Папко смотрится вблизи

«Валюха, на тебе тему»

В процессе создания монументального произведения участвовал и Николай Турков, на тот момент он возглавлял краснодарский художественный комбинат. На творческой встрече в ноябре этого года он поделился своей версией истории, связанной с мозаикой Папко.

По словам Туркова, четкой художественной концепции изначально не было, команда разработала ее немного позже. Главной идеей для мозаики стало развитие письменности — от языка шумеров до каменных табличек и узелкового письма.

Глава краевого Союза художников тогда поручил Туркову странное задание — привлечь к созданию орнамента на Доме книги много людей.

Плиты, из которых состоит масштабное панно

— Председатель был человеком «старых взглядов» — он не был хорошо осведомлен в тонкостях искусства мозаики. Он мне говорил: «Должность обязывает». Нужно обеспечить всех работой, так как ты — главный художник. А у нас только в краснодарском комбинате было 360 с лишним художников: оформителей, скульпторов, графиков и живописцев. Ну и пришлось собрать целую бригаду. Пришел Валентин Папко, я говорю: «Валюха, на тебе тему и эскиз, разработай», — вспомнил художник.

После работы всю команду ждала особенная награда. Художники заключили договор, им в комбинат начали привозить книги об искусстве, в том числе и иностранные. Раньше издания приходилось брать из-под полы у друзей, которые работали в том же Доме книги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Летом на море не лечь». Сибирячка ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления