«А что еще похожего можно посоветовать тем новичкам или гостям, кто хочет познакомиться с настоящей казачьей культурой? Ответов немного на самом деле. Или я ошибаюсь?», — журналист Нина Шилоносова поделилась впечатлениями от широко анонсированного фестиваля, прошедшего в Усть-Лабинске.
Можно сказать, что ради автора этой песни, вынесенной в заголовок, я в Усть-Лабинск и поехала. Ее сочинил исполнитель-мультиинструменталист и исследователь русского фольклора, гуру в этой сфере Сергей Старостин. Может, вы видели его на канале «Культура» (а где ж еще?..). Старостин три года возглавляет жюри всероссийского конкурса народных коллективов, который устраивает фонд «Вольное дело».
Собственно, изначально предполагалось, что фестиваль «Александровская крепость» — финальная его часть. Так оно и есть. Вот только «Усть-Фест» практически сразу перерос эту монозадачность и стал мультижанровым. Очень жалела, что не попала в прошлом году на хутор Аргатов (родовое гнездо миллиардера Олега Дерипаски, на чьи деньги всё и происходит). Потому что там впервые состоялась театральная лаборатория по рассказам екатеринодарского писателя Николая Канивецкого. Из эскизов получились полноценные спектакли в «Одном театре» и краевом театре драмы (как бы на балачке, но про это нужен отдельный разговор).
В нынешнем году также обещали действо с актерами, и этот «крючок» оказался тоже очень сильным. «Александровскую крепость» в этом году перенесли в районный центр, и точки притяжения «размазались» по карте города. До самой крепости мы так и не добрались — далеко, а где маршрутки, так и не поняли.
Размах был не только географическим. По улице Ленина (как без него?) сверху вниз расположились площадки, на которых разыгрывались сценки из казачьих быличек (актеров пригласили из Москвы). Эдакий площадной театр с импровизациями, связующую роль в котором сыграл Никита Ефремов. Этот «проход» со всеми желающими артист совершал несколько раз, и, как сказали нам в одном месте, похожем на кладбище, «мы уже умирали раз шесть и будем еще». «Театральная лаборатория» была снова, и в ней принимали участие актеры почти из всех театров Краснодара, ей предшествовала фольклорная экспедиция, также устроенная фондом Дерипаски.
В сквере напротив администрации расположилась ярмарка ремесел. На нее пригласили мастеров со всего края — встретили известных супругов Скворцовых из Мезмая, например. Детям и взрослым показывали, как плести корзины, ткать рядно, точить ножи и даже хлестать нагайкой (землю, конечно). Тут же пели и танцевали коллективы из станиц и школ района.
В двух местах продавали и дегустировали вино от фермеров из-под Анапы. Они были в бутылках с наклейками, но, на мой вкус, уж очень походили на домашние. Хотя сейчас такой большой выбор отличных местных производителей…
Располагались здесь же и немногочисленные киоски, в которых готовили еду. Это было явно неудобно ни тем, кто стряпал, ни тем, кто ел. Хотели пирожков с картошкой и грибами — надо было ждать, пока их налепят и пожарят, да еще цена явно нестаничная — 100 рублей! (Вот бы взяли пример или пригласили участников фестиваля «Веселые шкварки» в Северском районе!) Благо рядом много общепитовских заведений и магазинов, где всё было разнообразнее и дешевле. Глобализация захватила и провинцию: есть пиццерии и суши-бары.
В кинотеатре и библиотеке читались самые разные лекции, их было очень много. По истории, этнографии, культуре. Встречи с авторами книг. Жалко, что было не разорваться… Мы сходили на дискуссию о русской и кубанской кухне. Писатель-кулинар Максим Сырников долго печалился о том, что в России исчезла настоящая рожь и что ни настоящего черного хлеба, ни настоящего кваса мы уже не попробуем. На мой вопрос, с чем у него ассоциируется Кубань, ответил: «Соленый / квашеный арбуз».
Сходили и на озеро Копытце. Прекрасная пойменная поляна, на которой и большая сцена, и детский городок, и выставка железных скульптур, и автостоянка. Вечерний концерт первого дня фестиваля открывал ансамбль «Криница» — из краснодарского краевого ТО «Премьера». Днем был замечен их же духовой оркестр.
Кубанский казачий хор, которому много лет помогает «Вольное дело», даже не анонсировался. Как я понимаю, на втором фестивале прославленный коллектив устроил демарш. Руководство хора и еще кое-кто выразили протест против участия певицы Манижи. В итоге хедлайнером выступила Пелагея.
В этом году выступали Петр Налич, Алена Свиридова, Тина Кузнецова, группы «Отава Ё», сербский брасс-коллектив Марко Марковича. Но главной заманухой стал Эмир Кустурица. Встречу с ним провела в кинозале Вера Сердечная, краснодарский театральный критик, доцент филфака КубГУ (Вере мой отдельный респект за всё — настоящий культуртрегер!). Благодаря его словам про фильм по Достоевскому и Кубань про достойный фестиваль «Александровская крепость» написали многие СМИ, даже самые ленивые.
Нас Кустурица не интересовал — мы выбрали Старостина и коллективы из других регионов на сцене в городском парке. Это было так тонко и точно, глубоко. Негромко.
Правда, эта программа тоже сдвинулась — потому что внезапно тут появились полпред ЮФО и губернатор края. Дерипаска приветствий на публику не произносит, но на фестивале среди зрителей его видели.
Нисколько не пожалела, что пришлось поехать на фестиваль на такси от «Окея» на Гидрострое (шаттлов было мало, и они не вмещали всех желающих). В складчину — нормально. Кстати, нашей попутчицей стала женщина, всего месяц назад переехавшая в Краснодар из Брянска. О фестивале она узнала… от жителей Усть-Лабинска, попав в небольшое ДТП с ними.
И тут я подумала, а что еще похожего можно посоветовать тем новичкам или гостям, кто хочет познакомиться с настоящей казачьей культурой? Ответов немного на самом деле. Или я ошибаюсь?
Согласны с автором?