Самый первый показ «12 стульев» в Краснодарском драмтеатре состоялся 16 декабря. И те, кто принял версию Георгия Цнобиладзе, и те, кто ее громко ругает, сходятся в одном: комедия слишком затянулась. Впервые на нашей сцене постановка длится более четырех часов, и театр впервые не уведомляет об этом зрителя, указав лишь три акта. Но это не означает, что про спектакль больше нечего сказать. Большая рецензия от журналиста Нины Шилоносовой.
Театр оперетты в драме
Первое, что видит зритель еще до начала, — много драпировки из красной ткани. Ассоциаций с революционным кумачом не возникает: и потому что это затейливые ламбрекены на штанкетах, и потому что вверху подзором табло с названием пьесы (потом там будут появляться названия глав-эпизодов) и ангелочком с крылышками по центру. По бокам — полукруглые эстрады, как в кабаре. Собственно, в него мы и попали.
«Хор» из эротичных девиц — типичных герлз из «Мулен Руж» — открывает действие и станет его неотъемлемой частью почти на всём протяжении спектакля. Их наличие слегка ошарашивает, но сразу дает понять: никакого буквализма-реализма! Хотя… Это ж прямо в русле описаний главных героев сатирического романа Ильфа и Петрова — сестры Драфир в кафе-шантан «Сальве». И потом: «В голове Ипполита Матвеевича творилось черт знает что. Звучали цыганские хоры, грудастые дамские оркестры беспрерывно исполняли "танго-амапа"». Известный мот и бонвиван Воробьянинов тонул в ослепительных воспоминаниях о Париже.
А первое появление Остапа Бендера в Старгороде? В книге он напевает: «О, баядерка, ти-ри-рим, ти-ри-ра!» И потом плут еще танец шимми из этой оперетты Кальмана вспоминает.
Поют здесь много: девушки, старушки, Изнуренков. Танцевальных движений тоже хватает. Вокал не тянет на Музтеатр (видимо, чтобы не было сравнений, на заднике всё время висят крупные буквы — ТЕАТР ДРАМЫ). Ну и как забыть ансамбль пожилых подопечных Альхена из второго дома Старсобеса с их смешным номером «Зачем мне солнце Монако? Для чего, скажи мне, луна Сен-Тропе?»! (Что? Да!)
Прием «театр в театре» дает возможность сымитировать круговерть хроник 1927 года — периода загнивания НЭПа — новой экономической политики большевиков. Нэпманы будут, явно советских товарищей не увидим, кроме мрачного молчаливого начальника на пароходе.
«Киса и Ося были здесь»
Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей — личность незаурядная. Каким только внешне и внутренне не изображали 27-летнего великого комбинатора в кино и на ТВ! Сравнения неизбежны, и две фамилии вы сразу назовете, а вот певца Сергея Крылова в фильме «Мечты идиота» вспомните вряд ли. Но дело не в комплекции и даже не в возрасте. У авторов книги это прежде всего обаятельный оптимист и талантливый мошенник.
Алексей Сухоручко, известный своей пластичностью, появляется на сцене, двигаясь намеренно коряво. И трудно было понять, кто этот Бендер по натуре. Мой вывод: гопник, почти блатной. По крайней мере в первом действии. Потом в образе добавилось артистизма, а ближе к финалу на ангелочка вверху спроецировали портрет Остапа, явно опровергая самопрезентацию героя. Помните? «Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс».
В Ипполите Воробьянинове, созданном Георгием Хадышьяном, нет даже намека на бывшего «старгородского льва». Да и на регистратора канцелярии ЗАГСа уездного города N такой образ тоже не тянет. Скорее метрдотель Пеликан из оперетты «Принцесса цирка» в красном приталенном сюртуке. Соответственно, и надувание щек «отцу русской демократии» не удалось.
Хорошо, что «цирк с опереттой» начались дальше, потому что эпизод знакомства главных героев выглядел печально. Актеры словно растерялись, а дворник Тихон (Анатолий Горгуль) называл своего барина не предводителем, а представителем… Сложилось впечатление, что эта затянутая сцена была поставлена последней.
Дуэт странный, на первый взгляд плохо «монтирующийся» даже внешне: актеры примерно одного поколения, в отличие от романных персонажей (в другом составе Остап — Арсений Фогелев, Воробьянинов — Андрей Соломыков).
Но дальше дело пошло динамичнее и повеселее, и за Кисой и Осей следить стало интереснее.
«И др.»
Спектакль густонаселенный. Более сорока артистов. И практически все массовые сцены удались. Что собрание «Союза меча и орала», что аукцион, что посадка старушек на пароход. А всё пребывание концессионеров в шахматном клубе в Васюках можно просто показывать отдельным номером! Многие актеры попеременно становились родственниками голубого воришки Альхена, беспризорниками, гостями мадам Боур (Инна Станевич) и т. д. И даже среди ролей без слов были характеры. Как, например, васюкинец с трубкой в зубах — уморительный Михаил Дубовский. Неплох его же Кислярский. Евгений Женихов выразительно играет Дядьева, монтера Мечникова, измученного нарзаном (здесь буквально и некрасиво), и директора театра на пароходе.
Гротесково умирает мадам Петухова (Ольга Светлова), страстный Авессалом Изнуренков (Юрий Волков) ублажает дам гитарным пением как цыганский барон, мадам Грицацуева (Вера Великанова) неожиданно привлекательна и вызывает не смех, а сочувствие. Отец Федор и попадья (Виталий Пичик и Наталья Арсентьева) трогательны в дуэте по переписке. Мощный Александр Катков превратил архивариуса Коробейникова в Скупого Рыцаря. А шансонетка в ресторане в исполнении Тамары Родькиной одна может сойти за приму из театра оперетты.
«Среди океана стульев»
Повторюсь, вокальных номеров здесь много. (При том что сюжетных сокращений тоже хватает — автор сценической версии текста сам Г. Цнобиладзе.) Вероятно, это основная причина чрезмерной длительности спектакля. В первый вечер это было 4,5 часа, во второй уже сделали на 15 минут меньше.
Вполне возможно, что основной причиной ухода части зрителей (по моим прикидкам, процентов 20. — См. видео финала) стало именно позднее время окончания спектакля. Представления начинались в 18:30 и в выходные — в 19 часов, что совсем нехарактерно для режима работы театра драмы. Обычно в субботу и в воскресенье начало в 17. Когда всё войдет в будничное русло, театралы будут успевать на общественный транспорт. А пока они знают, что в нашем Star-городе поздним вечером уехать весьма проблематично...
Естественно, что кому-то премьера «не зашла». Это нормально. Но в финале публика очень горячо принимала артистов, дарили цветы. Я не про дежурные букеты от администрации. У Сухоручко (отмечавшего в этот день 52-летие) и других актеров есть свои фан-клубы, но они погоды не сделают. Клакеров вроде тоже не нанимают.
С большой радостью театралы встретили ветеранов сцены, которые очень давно не выходили на поклон. Кстати, было понятно, что эта часть представления была совершенно не отработана, и заслуженных индивидуальных аплодисментов артисты не получили.
То есть очевидно, что спектакль пошел с колес. Это было заметно и по другим небольшим накладкам. Репетиционный период на подмостках был явно короток. Но давайте будем объективными: в середине сентября вышел в малом зале «Космос», через месяц, после масштабного ремонта в театре, состоялась премьера сложнейшего «Двойника», и потом одновременно на большой сцене готовили «12 стульев» и «Буратино» (сейчас идущие в один день!).
«Заседание продолжается»
Ясно, что зритель не обязан вникать в закулисные проблемы, ему подавай результат и праздник. Но всё быстро придет в норму, и поклонники Драмы оценят находки приглашенных режиссера Цнобиладзе и художника Храмцова, которых краснодарцы знают по камерному спектаклю «Горгоны».
Снова была игра со светом и тенями. Двигающееся кольцо на сцене придавало действию динамики и буквально помогало воспроизводить череду событий вокруг поиска стульев. Беленый задник с закрывающимися окнами разворачивался и становился то общежитием, то редакцией газеты с множеством дверей. Далее появилась стальная конструкция, ставшая пароходом и чем-то вроде Кавказских гор (но без «Провала»). А на кольце «выросли» пальмы, наверное символизирующие курорты и вообще «мечты идиота» о Рио.
Мы с мужем чуть было не поспорили перед началом, какой процент зрителей знает сатирический роман наизусть. И я была «правее»: довольно небольшой. Было заметно, что многие молодые люди не читали Ильфа и Петрова и умилялись культовым фразам.
Советские граждане не сомневались в финале романа, главное богатство — теплый клуб для рабочих с люстрами. Сегодняшние, благодаря этой постановке, наверное, должны понять, что сокровище — перед ними («алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой»). Помните, крупные буквы? Пусть так.
А вы читали «12 стульев»?