Журналистка 93.RU Валерия Дульская наткнулась на сайт, где машины марки Kia предлагали купить за какие-то смешные деньги: модель Rio за 620 тысяч рублей, а более премиальную K5 — за 1,4 миллиона рублей. Было понятно, что это похоже на обман. Но от этого стало еще интереснее: что произойдет в салоне, как именно попытаются обмануть и в чём, собственно, суть схемы. Далее рассказ от первого лица.
Так как автосалон находится прямо в Краснодаре, было решено поехать туда и всё узнать. По понятным причинам рекламировать это место я не буду: как вы могли догадаться, предложенных на сайте машин не существует. Но давайте обо всём по порядку.
Да, всё есть, пойдемте
Мне встретился приятный сайт с красивыми и яркими картинками, который обещает купить машину своей мечты, да еще и по ценам из 2014 года. Хочется надеяться, что настолько наивных людей уже не осталось, но боюсь, что это не так. Я внимательно просмотрела все вкладки, чтобы найти хоть что-то мелким шрифтом или со звездочкой — но всё было чисто. Все вкладки вели к тому, чтобы оставить свой номер телефона, а этого мне делать не хотелось. Внизу сайта указано название ООО, номер телефона, адрес. Промелькнула мысль: если это такие наглые обманщики, почему же они не скрываются?
Рассказав о такой уникальной акции знакомым, у меня появилась очередь из потенциальных владельцев новеньких Kia. Друзья и родные посмеялись и попросили прикупить им машину, если вдруг там и правда такие цены. Любой, кто слышал о таком предложении, был готов сорваться по звонку, по пути оформляя кредит на нужную сумму. Следующим утром мы с подругой уже ехали в салон на другой конец города.
— Лер, вот мы такие крутые, но там же работают профессиональные продаваны. Ты не боишься, что мы в итоге вдвоем уедем оттуда на кредитных Haval? — спросила подруга по дороге.
Еще на территории при подходе к самому салону нас поймал молодой человек в костюме. Он провел внутрь и сразу спросил, как мы собираемся покупать машину: в кредит или за наличку? Не дождавшись ответа, он начал объяснять процедуру получения кредита. Пришлось его перебить и спросить про обещанные на сайте Kia.
— Да, у меня есть одна Kia Rio. Ездила женщина, она сама из Иркутска, переехала в Анапу, там солей не было, ничего не было, поэтому она прям вообще [в хорошем состоянии]. Сейчас покажу, наверное, даже еще не готовили. Пойдемте на улицу, — сказал молодой консультант и вскочил с кресла. Пока мы ждали эту машину, он много говорил про рынок.
Сейчас продают только Россию или Китай
По словам мужчины, сейчас салоны продают только российские и китайские автомобили. Есть и другие, которые привозят параллельным импортом через Арабские Эмираты, Казахстан и так далее. Но у таких машин есть сразу несколько минусов: гарантии нет, их никто не обслуживает. А еще автомобиль может прийти с неисправностью, салон за это ответственности не несет. Почти на каждый тезис продавец приводил пример из жизни, и всегда свежий, чтобы точно не осталось сомнений, что такое бывает.
— На днях покупали машины у нас, заказали две новых Hyundai Sonata. Их привезли параллельным со склада. Супругу досталась хорошая, а у супруги такая же машина, в другом цвете. Приезжает домой, глушит — и всё. Приезжает в сервис, ей говорят, что она была с замененным уже экраном ранее [речь о мультимедийной системе], — начинает историю продавец, в мельчайших подробностях описывая все технические проблемы у этой машины, и заканчивая историю тем, что женщина осталась у разбитого корыта.
После такой страшилки сразу последовало предложение рассмотреть китайца — мы еще до этого сошлись на том, что Lada покупать не хочется. Какое-то время мы с подругой слушали, что Китай это не совсем Китай, потому что там уже присутствуют детали от Volvo. Все истории, конечно же, с примерами реальных покупателей.
Что мы узнали: что новые, но не китайские иномарки, можно купить только в кредит по оверпрайсу, потому что ранее их выкупили банки. Так как «эти машины полностью банковские», условия на них, мягко говоря, не очень хорошие. Досрочного погашения нет, сам процент высокий, придется оформить кучу обязательных страховок. В итоге машина обойдется в несколько раз дороже реальной стоимости.
Если на банковскую машину денег нет, остаются дилерские варианты на гарантии: а это только Россия или Китай.
— С наличных расчетов вы Kia Seltos не возьмете. Если даже кто-то вам решит продать, то это 3−3,5 миллиона [на сайте салона эту машину обещали за 986 тысяч рублей]. А рынок такой, я могу вам просто рассказать, что на сегодняшний день из новых самая дешевая это будет Lada Granta, которая стоит 1,2 миллиона. Вторая — Lada Vesta. Они начинаются от 1,5 миллиона. Следующая позиция — это Китай за 1,8-2 миллиона. Полноценный автомат, кожаный салон, такой, прикольный, за него отдать 2 миллиона не жалко. Плюсом ко всему, что у ВАЗа, допустим, 3 года или 100 000 пробега гарантия, а у Китая идет 5 лет или 150 тысяч, — объяснял продавец, продолжая рекламировать китайские машины.
Так а где Kia?
А что там с обещанными дешевыми Kia с сайта, спросите вы? После долгих хвалебных речей про китайцев нам всё-таки удалось задать этот вопрос. Ответ был до банальности прост: их нет, это просто рекламное предложение, и на сайте это указано. Хотя, как мы помним, ничего там не указано, но спорить как-то не хотелось.
А схема простая: вы действительно сможете купить Kia Rio за 620 тысяч рублей, если вы сдадите свою KIA не старше 2020 года и возьмете кредит. Тогда вам останется доплатить те самые 620 тысяч рублей.
— Я пытаюсь понять, на сайте указано, допустим, 900 тысяч за машину [изначально я спрашивала про Kia Seltos]. То есть это при условии, что я отдаю свою стоимостью 1,5 миллиона условно, плюс беру кредит, плюс еще что-то, и еще доплачиваю 900 тысяч? — уточняю я.
— Да, да, это обязательные условия. Раздавать машины никто не хочет, как пирожки. Поэтому ценники в России везде будут рыночные. То есть рекламу мы можем ставить хоть 100 тысяч, но если она стоит 3 миллиона, она будет везде так стоить, — согласился молодой человек в костюме.
В какой-то момент во двор загнали ту самую машину — подержанную четырехлетнюю Kia Rio более чем за миллион рублей, которую сдала женщина из Иркутска. Мне предложили в ней посидеть, но автомобиль совсем не впечатлил. Еще одну уставшую Kia мы нашли на парковке среди других машин, но новые корейские авто мы так и не увидели. После неудачного осмотра нам снова предложили зайти в салон и еще раз взглянуть на китайцев.
А кто сейчас покупает автомобили?
Продавец рассказал, что в основном машины берут в кредит, а люди и ситуации у всех разные. Первый пример был немного неожиданным: сын погиб на СВО, поэтому пришли за новой машиной с первоначальным взносом. А кто-то переехал или продал дом. В общем, желающих купить новую машину достаточно. Правда, кроме нас в тот момент внутри салона почти никого не было, только семья цыган на улице крутилась возле авто.
Затем нас провели по салону, показывая несколько машин: OMODA, Chery, Haval. Все, конечно же, в самых «крутых» цветах и комплектациях и по самым выгодным ценам. Под конец продавец еще раз напомнил, что выбора сейчас нет: либо покупать нового китайца на гарантии, либо б/у автомобиль с пробегом и сопутствующими ему «сюрпризами».
Цены на китайские машины в среднем начинаются от 1,8 миллиона рублей, хороший вариант будет стоить не меньше 3 миллионов. До 3 миллионов рублей можно купить только подержанные авто: например, пятилетнюю Kia Sportage или Nissan Qashqai.
А вы бы что выбрали?