Журналистка 93.RU 2 сентября заказала такси от дома до Главной городской площади Краснодара. За поездку на расстояние в 2,5 километра она заплатила 420 рублей, хотя раньше отдавала не больше 200. При этом ни дождя, ни сильных пробок не было. Вероятно, такая большая разница в цене связана с тем, что с 1 сентября в России начал действовать закон о такси. Его авторы утверждают, что теперь поездки будут безопаснее. Правда, за это пассажирам придется существенно доплатить.
Коротко о новом законе
Агрегаторам такси (онлайн-сервисы по заказу такси) нужно организовать региональное представительство, если компания выводит на работу более 4000 автомобилей в сутки, и создать реестр перевозчиков, в который каждая служба заказа должна внести всех таксистов, работающих на нее.
Служба заказа должна отслеживать, соответствует ли водитель законным требованиям и добросовестно ли он выполняет свою работу. Если агрегатор больше 10 раз передаст заказ водителю, который не имеет права работать, компании запретят работать.
Во всех регионах появится реестр перевозчиков, таксистов и рабочих автомобилей. Все таксисты, включая самозанятых, будут обязаны зарегистрироваться в этом реестре. Таксистам необходимо предоставить справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В с водительским стажем от трех лет, договор с агрегатором и справку об отсутствии судимости — теперь водителем такси не сможет стать человек с неснятой или непогашенной судимостью за насильственные преступления.
Автомобили такси должны иметь рисунок шашечек на машине и оранжевый фонарь на крыше. Внутри салона необходимо разместить информацию о перевозчике и водителе. Водителю нужно оформить два полиса: страхования жизни и имущества пассажиров, а также ОСАГО. Работать круглые сутки не получится — за рулем таксист может проводить не более 12 часов в день, если он работает пять дней в неделю, то не больше восьми часов. Подробнее о новом законе можно прочитать в этом разборе.
Портал 93.RU спросил четырех краснодарских таксистов, что они думают о нововведениях и сильно ли поднимутся цены. Публикуем их ответы ниже.
Поездка в такси будет жестко бить по карману
— Цена поднимется однозначно, потому что 1 сентября отключили всех, у кого не было лицензии, а количество машин уменьшилось. Естественно, спрос будет намного выше, а из-за повышенного спроса будет соответствующая цена. Например, теперь вы будете платить за поездку не 560 рублей, а 660. Если вы периодически ездите на такси, то это будет жестко бить по карману, — рассуждает таксист Алексей.
К слову, портал 93.RU провел опрос в телеграм-канале, где спросил, заметили ли читатели, что с 1 сентября цены на такси выросли. Большинство заявило, что цены взлетели еще месяц-два назад. Как объяснил Алексей, это не было связано с новым законом: предыдущий скачок цен случился из-за того, что многие таксисты уехали работать на курорты и количество машин в городе снизилось.
— От чего растет цена? Спрос рождает предложение. Возникает количество заказов в одном квадрате, например, есть 100 заказов, а машин всего 50. Соответственно, коэффициент повышается, и выдергивают машины с дальних маршрутов, предлагая им высокую цену, чтобы он подал машину за 5 километров.
Алексей считает, что в сентябре из-за нововведений уйдет много таксистов, а машин станет меньше.
— Уйдут частники обычные, которые тоже катают, они слетят с линии, потому что нелицензированные. И всё, и после этого останется небольшое количество машин, а заказы не уменьшатся, заказы только увеличатся, потому что садики, школы начнутся, вернутся отпускники, студенты, работа начнется у многих. Увеличивается спрос — увеличивается цена. Это автоматически происходит, агрегаторы не делают километры дороже, просто увеличивается спрос — увеличивается коэффициент.
По мнению собеседника, в Краснодаре с начала сентября количество людей, которые пользуются такси, увеличится на 15–20%, при этом количество таксистов сократится на 30%.
Заработок съест топливо
Алексей говорит, что у него лицензия сделана давно, а сам он «таксист посредственный»: мужчина вышел на пенсию и такси для него — просто подработка. Он работает всего несколько часов в день, выполняя 3–5 заказов и берет только «детский» тариф. За смену Алексей зарабатывает около 2,5–3 тысяч рублей, а потом едет домой отдыхать. Он предполагает, что с сентября при таком же объеме нагрузки он будет получать около 4–5 тысяч.
На вопрос о том, смогут ли таксисты придумать схему обхода нововведений, мужчина отвечает, что нет: «машина прогоняется по базе, залипуху сделать не получится». С этим не согласен его коллега Сергей. Он называет новый закон глупостью и думает, что «какой-то черный рынок откроется под это всё дело, по-любому».
— У нас же народ придумает. У нас по правилам жить не привыкли, — заявил мужчина.
Также Сергей не думает, что новый закон позволит ему больше зарабатывать. Таксист напоминает, что в последние месяцы сильно подорожал бензин, и говорит, что «этот заработок съест топливо», да и запчасти выросли в цене.
— Опять же, смотрите, бензин. Я заправлялся на заправке 92-м где-то месяца полтора назад, со скидкой вышло 43 рубля [за литр]. Это в будний день. В выходной день у меня выходило 39 рублей. Сейчас я выехал с их заправки — 53 рубля отдал. На 10 рублей цена поднялась.
— Не факт, что зарплаты вырастут. Да, если будешь больше работать, будешь больше получать. Но куда больше работать? И так 12–13 часов отрабатываю. Сутками в ней сидеть? Во-первых, и программа тебе не даст, во-вторых, докатаешься до того, что сам разобьешься и еще кого-нибудь покалечишь.
Мне пофиг вообще
По мнению Сергея, с рынка «откинется» процентов 25–30 таксистов. В основном уйдут частники, которые подрабатывали на выходных.
— Если он просто подрабатывал по выходным, а ему скажут: сделай лицензию, которая стоит нормальных денег, сделай страховку, которая стоит нормальных денег, он сядет и подсчитает: ну заработал я за выходные, допустим, 7 тысяч, а мне то, то, то сделать надо, то на то и выходит. А смысл тогда?
Таксистка Дарья в такси подрабатывает последние два года, она оформлена как самозанятая и лицензию сделала сразу. Поэтому, признается женщина, ей «пофиг вообще» на новый закон.
— Я самозанятая, захотела — вышла поработала, накосила денег на бензин, на поесть и на зарплату. Мне вообще пофиг, у меня есть основная работа. Так что всё ништяк.
При этом, считает Дарья, «цены на такси поднимутся капец».
— Они и так цены офигеть на такси. А как еще подорожал бензин — это вообще. Я просто не работаю, как другие по 10–12 часов, вышла, 2–3 часа поработала, газанула и свалила. А те, кто работает только в такси, вообще — что он так работал, ни хера не получал, что сейчас — цены повышаются капец просто.
На 1000 таксистов — один порядочный
Таксист Дмитрий рассказал нам, что считает новый закон хорошим и правильным: «Не каждый сможет работать в такси, это хорошо». По мнению мужчины, в этой сфере был настоящий хаос, а сейчас власти пытаются навести порядок.
— Раньше, когда было такси, на работу не каждый мог устроиться, должен был быть определенный стаж вождения. Сейчас — вы пошли, купили права, ни секунды нет стажа вождения, скачали приложение — всё. Есть так называемый автопарк, где машины сдают в аренду, вам вообще ничего не нужно. Рецидивист, наркоман или не отошли от вчерашней алкашки — неважно, с вами заключили соглашение, и всё, иди работай.
— Я работаю по правилам, у меня есть всё. Я знаю, что не все работают так, как я. Из-за этого происходит некачественное оказание услуг. И среди тысячи машин, которые занимаются извозом, один порядочный дядя пытается работать в этой сфере и свою работу достойно делать, а остальные 999 — и уродов, и негодяев, и воров, и грубиянов, и хамов — они нагадили, и поэтому теперь сделали эту систему с допуском. Сейчас пытаются наладить эту отрасль, сделать реестр единый, все будут в этом реестре вписаны. Они будут делать ограничение и выдавать лицензию и на машину, и на водителя. То есть 20 человек на этой машине не смогут ездить, это правильно.
За хлебом на такси ездят
То, что повысятся цены, это тоже хорошо, считает Дмитрий, потому что сейчас они «смешные» и зарабатывать много уже не получается. Сам мужчина работает в такси уже 12 лет, а до этого был начальником производства, в его подчинении находилось 400 человек.
— Меня товарищ позвал в такси, говорит: «Зачем тебе надо работать начальником, столько головняка, столько ответственности. Сел в такси — никакой особо ответственности в таком масштабе нет, везешь человека, и всё». Я на тот момент около 70 тысяч получал зарплату, а когда перешел в такси, за первый месяц заработал 120.
Но после того как появились агрегаторы такси, ситуация начала меняться, говорит Дмитрий.
— 8 лет назад я, работая в таком же ритме, зарабатывал в полтора раза больше. Сейчас в полтора раза меньше, расходы большие, а заработка нет. Когда было такси, а не эти агрегаторы, эта машина в такой комплектации стоила 500 тысяч рублей. Сейчас — 2 миллиона. Но при этом минимальный проезд в «экономе» стоил раньше 110 рублей, сейчас — 59. Это как? 20–30 лет назад не каждый мог позволить себе ездить на такси от слова совсем, потому что такси всегда было дорогим средством передвижения, а сейчас за хлебом люди ездят в соседний дом. Цена смешная.
Дмитрий рассказывает, что с каждого заказа платит 25% «Яндексу». При этом ОСАГО на его машину такси стоит 38–40 тысяч рублей, а не 6–7 тысяч, как на обычный автомобиль. Запчасти тоже дорожают. Мужчина привел пример: на днях он поменял масло и фильтры, со скидкой вышло 6100 рублей, а год назад ему это обходилось в 4200.
— 7–8 лет назад, когда вы садились на это чудо с дешевыми проездами, вы же не задумывались, что это всё замануха, просто было удобней. А эти компании-монстры поглотили все небольшие таксопарки, уничтожили, выкупили. Мы не смогли отстоять обычное такси…
Позиция «Яндекса»
В пресс-службе «Яндекс.Такси» нам подтвердили, что в периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент. Это временная и вынужденная мера, чтобы привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены. Обычно коэффициент рос при плохой погоде или в час пик, но в последние месяцы появились новые причины.
— Во-первых, это драматический рост цен на автомобили и их обслуживание. Во-вторых — нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы. В-третьих — возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: по нашим данным, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям, — объяснили в пресс-службе.
В «Яндекс.Такси» добавили, что новый закон не уберет с линий водителей, а наоборот — должен способствовать вовлечению в такси тысяч людей и дать им стабильный источник дохода.
— Согласно нововведениям в законе, доступ в отрасль упростится для самозанятых: для подключения к агрегаторам и возможности брать в аренду авто им не нужен будет статус ИП, как сейчас.
Также в пресс-службе уточили, что управлять такси теперь запрещено водителям, имеющим более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, и людям с непогашенной судимостью за тяжелые преступления.
Так как у «Яндекс.Такси» как агрегатора нет собственных автомобилей — поездки в сервисе выполняются на автомобилях партнеров — получением разрешений и постановкой в реестры будут заниматься самостоятельно партнеры-перевозчики.
А вы заметили рост цен на такси с 1 сентября?