Идея об экологически чистых автомобилях, работающих от альтернативных источников энергии, воплотилась на АвтоВАЗе. На базе Lada Kalina здесь создали электроверсию самой популярной модификации модели – универсала. С лица ничто не выдает ее необычной сущности – внешность, как у серийной «Калины», а под капотом прячутся электромотор со 120-килограммовой литий-ионной батареей. По данным производителей, мощность агрегата не превышает 80 л.с., и на одной подзарядке машина сможет поехать до 140 км. Прототип этой новинки показывают на выставке «Роснанотех-2011», проходящей в Москве в эти дни.
Конечно, у электромобилей есть свои преимущества перед бензиновыми машинами – они не требуют затрат на бензин, у них большой межсервисный пробег, они более экологичные, тихие, плавные и требуют минимальных усилий в управлении со стороны водителя. Да и в плане налогообложения у электрокаров неплохие шансы сэкономить бюджет: если заменят транспортный налог экологическим, они первые в очереди на нулевой тариф. Но все это можно ощутить лишь при сформированных условиях для владения электромобилями. Когда негде пополнить заряд аккумулятора, нет сервисных центров, готовых обслуживать подобные системы, – у электрокаров никаких шансов на зачисление в автопарк.
Тем не менее, все уважающие себя автокомпании выпускают подобные экземпляры: Nissan Leaf, Chevrolet Volt, Renault Z.E, Volvo C30 BEV или Mitsubishi i-Miev, который в этом году начали продавать в России. Вот и АвтоВАЗ подтянулся к этим тенденциям, правда им создан не уникальный автомобиль, а просто переоборудована серийная версия «Калины» и названа ELLada. Всего на заводе выпущено два образца, которые с лета этого года проходят испытания.
«Иностранные компании выводят эти автомобили на наш рынок с двумя целями: это пиар себя как инновационной компании, заботящейся об экологии, и чтобы быть первой на рынке электромобилей, если такое время все же придет, – считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Возможно, сейчас тема электромобилей на АвтоВАЗе будет как-то пересмотрена в связи с вступлением в альянс Renault-Nissan, исходя из общих целей альянса.
Я думаю, что в России электромобили не станут массовыми до тех пор, пока не будут устранены их следующие проблемные моменты: ограниченный запас хода, критичность к низким температурам эксплуатации, относительно высокая стоимость, отсутствие стимулирования в переходе на более экологически чистые автомобили. В первую очередь, их внедрение возможно в крупных городах, там, где дневные пробеги могут быть относительно невелики, а проблемы экологии наиболее остры. Причем сделано это может быть только путем административного стимулирования. С помощью бонусов на приобретение автомобилей, снижения налогов, запрета на въезд в какие- либо зоны всех автомобилей, кроме электро- и тому подобное».
По предварительным данным, мощность электроверсии не будет превышать 60 кВт (примерно 81 л.с.) – это тот же уровень, что у обычной восьмиклапанной Kalina. Максимальная скорость ELLada – 140 км/час, до сотни она может разогнаться за 13 секунд, а при условии восьмичасовой зарядки (например, в ночное время) машина получает запас хода на 140 км. По оценке производителей, аккумулятора хватает на 3000 циклов зарядки/разрядки, и, если помножить это на 140 км, выходит пробег в 420 тысяч – ресурс, который вырабатывает редкий современный двигатель. Другой вопрос, что батарея тоже требует обслуживания, плюс во сколько встанет замена на новую? Хотя так далеко смотреть не стоит: чтоб накатать почти полмиллиона километров при среднем пробеге в 15 тысяч за год понадобится около 30 лет.
Ориентировочная цена опытного образца – 1,5 млн, так что массовой машина не станет даже при благоприятных условиях. Для сравнения: Mitsubishi i-MIEV стоит 1 799 000 рублей. На АвтоВАЗе подчеркивают: если авто пойдет в серию, оно будет дешевле.
Так зачем создавать машину про запас? Чтобы при возникновении благоприятных условий иметь проверенный образец: «Это и есть развитие продукта – абсолютно правильная стратегия. Практически все мировые автопроизводители имеют в своем арсенале наработки в этой области и даже серийные модели, – комментирует заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин. – Конечно, АвтоВАЗ работает на будущее. Грубо говоря, если появится возможность реализовать проект, у завода уже будут свои предложения и материальное воплощение идеи. Сейчас вся проблема с электромобилями кроется в отсутствии инфраструктуры. Еще пару лет назад в Москве говорили о программе по развитию экологически чистого транспорта, в частности коммерческого – почтовых машин, у которых не очень большие пробеги, или транспорта, маршрут которого пролегает через центр города. Но пока это только идеи, не подкрепленные результатам. Думаю, направление электромобилей будет развиваться, и чтобы оно вышло за рамки точечных явлений, в нашей стране должно пройти лет десять».
АвтоВАЗ, не вкладываясь в разработку абсолютно новой машины, а воспользовавшись одной из своих моделей, протестирует работу электроустановки в российских условиях. И если рынок даст ходу, можно будет поработать над внешними данными – кто знает, сколько до этого момента пройдет времени. Вдруг «лицо» устареет настолько, что никакая электроначинка не заставит купить машину. А пока о серийном выпуске электрокара на АвтоВАЗе речи не идет.
На заводе сообщают, что есть перспективы эксплуатации электромобилей в курортных зонах южных регионов России – именно такой тест ожидает один электромобиль: после выставки «Роснанотех» ELLada поедет на испытания в Ставропольский край.
Но пока для их распространения есть препятствия: низкие температуры зимой на большой части территории страны, отсутствие инфраструктуры заправок и производства компонентов, ибо сейчас применяются детали импортного производства.
Между тем, в Москве уже открылась первая «электрозаправка», и до конца года планируется организовать еще 10 таких точек, на которых можно будет зарядить автомобиль за разное время – от 30 минут до восьми часов.
Кстати, до «электроКалины» на АвтоВАЗе работали над несколькими проектами машин с альтернативными силовыми установками. Среди них были и «Ока», и «Нива», но все они так и остались лишь опытными образцами.
«Над темой электромобилей АвтоВАЗ работает уже очень давно, по крайней мере более 20 лет. За это время периодически публике и специалистам показывали различные опытные электромобили. Поскольку спрос на них отсутствует, то даже в мелкосерийное производство они не пошли. Тем не менее, тема электромобилей в мировом автопроме развивается и АвтоВАЗ, как крупный советский, а теперь и российский производитель автомобилей должен был ее вести, чтоб не отстать в ней навсегда», – заключает Сергей Удалов.