Ежегодно на дорогах России погибает около тысячи детей, более половины из них – дети-пассажиры. Они одни из самых беззащитных участников дорожного движения, у них нет возможности повлиять на развитие аварийной ситуации на дороге, а организм ребенка еще недостаточно крепок, чтобы без последствий перенести даже самое незначительное ДТП.
Госавтоинспекция МВД России при поддержке Российского союза автостраховщиков в период с 1 по 30 ноября проводит широкомасштабную социальную кампанию по популяризации использования детских удерживающих устройств и защиты прав детей-пассажиров «Автокресло – детям!»
Водителям с детьми-пассажирами сотрудники ГИБДД раздают стикеры, предупреждающие других автомобилистов о том, что в салоне едет маленький пассажир, а также яркие буклеты, напоминающие о правилах поездок с ребенком в автомобиле.
Однако какими бы ни были способы агитации водителей перевозить детей правильно, ответственность, прежде всего, лежит на родителях. К сожалению, сознательность присутствует не у всех. Глава семейства из трех человек Денис Беляев рассказывает: «Мы перевозим свое чадо на подушке и пристегнутым ремнем безопасности. Зачем покупать кресло – сын и так неплохо держится».
По результатам всех многочисленных краш-тестов с применением специальных манекенов, имитирующих ребенка в салоне автомобиля, именно детское кресло признано самым безопасным способом перевозки детей. Подушка в данном случае только усугубит последствия ДТП – она легко проминается, и тело ребенка гораздо сильнее подныривает под поясную лямку ремня. Лучше уж просто пристегнуть ребенка – без всяких подушечек.
По правилам эксплуатации кресло необходимо закреплять автомобильным ремнем безопасности. Но вот, к примеру, краснодарский водитель и отец пятилетней дочери Игорь Ненашев говорит, что пристегивает ребенка в детском кресле, но не пристегивает само кресло: «Мне очень часто нужен свободный салон, поэтому приходилось кресло снимать и ставить заново. Потом надоело, и кресло пристегивать я перестал. Когда я езжу с ребенком, я предельно внимателен за рулем и скорость вне города не превышаю. Так что с ребенком ничего не случится, да и сотрудники ГАИ нарушений не заметят – дочь ведь в кресле сидит». Такая категория водителей-родителей не может не пугать – кроме них на дороге есть еще автомобили, которые могут стать причиной ДТП, даже если те едут внимательно и по всем правилам. А что будет в момент удара с ребенком, который пристегнут к незакрепленному креслу?
Есть и еще проблема: автомобили, не оборудованные ремнями безопасности. Например, 21-ая «Волга»: в ней нет ремней ни сзади, ни впереди на пассажирском сидении, соответственно, кресло крепить не к чему. Такие автомобили теоретически не могут пройти техосмотр, но практически проходят. Но в том случае, если родитель на таком автомобиле попадет в ДТП с ребенком и с тяжелыми последствиями, отговорки типа «я думал, что это самая крепкая машина» будут на совести самого родителя. Ремнями автомобиль оборудовать нужно. Или сменить автомобиль.
Кстати, как рассказал еще один краснодарский водитель Павел Кириченко, сами сотрудники ГИБДД могут подсказать весьма оригинальные способы перевозки детей: «Мы с друзьями собрались выехать на природу, но утром отец уехал на моей машине вместе с детским креслом. Прогулку решили не отменять и поехали с дочерью в автомобиле друзей. Это Mercedes Benz W123. Ремней в нем сзади нет. На посту ДПС нас остановили и, конечно, увидели непристегнутого ребенка. Я ушел оформлять протокол с сотрудником автоинспекции. Сказал ему, что ремней сзади нет и что кресло уехало в другой машине, то есть обстоятельства были сильнее нас. На что автоинспектор посоветовал делать так, чтобы ребенка в салоне не было видно – «ты или прячь его, или в багажник клади, лишь бы не было видно». Выписал штраф в 500 рублей и пожелал счастливого пути».
При перевозке детей в такси проблема с креслами также существенна. Как рассказала мать двоих детей Ольга Пономарева, своей машины в семье пока нет, поэтому услугами такси пользуется очень часто: «У меня дети восьми и двух с половиной лет. Сколько я ни просила такси с детскими креслами, такой услуги мне не предоставили ни разу. Так и ездим: старшего пристегиваю ремнем, младшую везу на руках. У многих фирм в рекламе сказано, что есть спецмашины для перевозки детей, но сами водители признаются, что это по большей части вранье. Может и есть на весь автопарк одно-два кресла, но мне ни разу не попадалось».
В одной из краснодарских фирм такси на вопрос о детских креслах корреспонденту 93.ru ответили, что кресла для детей есть. Но на вопрос о их количестве сказали, что это закрытая информация.
«Причина гибели детей одна – халатное и безответственное отношение взрослых, которые не пристегнули ребенка, не оборудовали автомобиль детским автокреслом, грубо нарушили ПДД», – отмечает начальник отдела пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России полковник милиции Владимир Шевченко.
Госавтоинспекция МВД России еще раз обращается к родителям с убедительной просьбой не нарушать установленные правила перевозки детей в автомобилях. «Следует помнить, что ребенок должен быть обязательно пристегнут и в возрасте до 12 лет находиться во время движения в детском автокресле, – подчеркнул представитель департамента. – Многие мамы ошибочно думают, что ребенок в безопасности у них на руках, но при ДТП как раз на него и придется основной удар – это закон физики».