24 сентября в Краснодаре на турбодроме «Белая стрела» состоялось крупнейшее в этом году событие в российском дрэгрейсинге – финал Чемпионата России. Самые мощные автомобили и самые умелые пилоты вышли на южный дрэгстрип, чтобы состязаться за право называться самым быстрым. В соревнованиях приняли участие 50 гонщиков из разных регионов страны.
Как рассказал председатель комитета РАФ по дрэгрейсингу Тигран Сеферян, это соревнование стало беспрецедентным по своему масштабу: «Еще никогда в истории российского дрэгрейсинга ни одно событие не собирало такого невероятного состава участников: для очной дуэли собралось более 20 автомобилей из России и стран СНГ, демонстрирующих время ниже девяти секунд!».
Гонки
В финале чемпионата вполне логично было ожидать нового абсолютного рекорда скорости. И он был установлен. Гонщик из Украины Андрей Кравченко на разноцветном Nissan Skyline GT-R стал самым быстрым дрэгрейсером России и СНГ. Его «чистое» время составило 8,164 секунд, рекорд был установлен во время квалификационных заездов.
Андрей пытался улучшить результат во время гонки, но не хватило нескольких тысячных секунды – четверть мили он проехал за 8,168 секунды. Как рассказал сам Андрей, в Краснодар он приехал с расчетом улучшить свое собственное время, которое он показывал на домашней трассе. Примечательно, что трассу из бетона, со стыками и растущей из них травой он преодолевал за 8,1 секунды.
Кстати, предыдущий рекорд принадлежал самой быстрой девушке страны Марии Пановой из Находки (Приморский край). Ее Toyota Soarer преодолела четверть мили за 8,233 секунды. Кстати, в 2008 году Мария установила рекорд России, который никто не мог побить почти два года. К сожалению, на этот раз в поединке со Станиславом Ячменевым на Nissan Silvia у Марии возникли технические неполадки, предположительно, с мотором, и она выбыла из гонки.
Возникли проблемы с автомобилями еще у нескольких гонщиков: у Никиты Заводного на ВАЗ-2108 из Ростовской во время гонки задымилась машина. Прибывший к месту происшествия Safety Car «восьмерку» потушил. У Рушада Маликова на Nissan Sunny GTR из Оренбургской области случилась поломка также во время заезда и также с сильным задымлением. «Я японцам ее отправлю. Они говорят, что у них ничего не ломается, вот пусть посмотрят», – сокрушался Рушад, пока механики осматривали автомобиль. Желтый Skyline Романа Нагервадзе из Московской области, который многим зрителям запомнится постоянными заносами на трассе во время старта, все-таки зацепил стойку с промежуточной телеметрией. Автомобиль не пострадал, а вот датчик пришел в негодность.
Паузы между заездами заполнял ведущий – известный спортивный комментатор Сергей Беднарук. Он рассказал, что у гонщиков есть такая примета: «Если механик стоит рядом с пилотом и подбадривает его перед стартом, то автомобилю добавляются лошадиные силы, и пилот едет быстрее». Сергей также отметил, что сил и скорости также добавляет поддержка зрителей, на что зрители с трибун отреагировали бурными овациями и свистом. Кстати, в паре с Сергеем соревнования комментировал спортсмен Руслан Влезько, который по техническим причинам не смог принять участие в финале Чемпионата. Краснодарским зрителям Руслан запомнился тем, что в квалификационном заезде на Кубке Кубани по дрэгрейсингу 18 июня этого года на своем автомобиле Toyota MR-2 Руслан встал на два колеса и проехал на задней оси порядка 10 метров.
Три последних рекорда России были установлены на лучшей в стране трассе для дрэгрейсинга на турбодроме «Белая Стрела». Станислав Лунев из Челябинска на Nissan Skyline GT-R 33 преодолел четверть мили за 8,38 секунды (21 августа 2010 года). Мария Панова на Toyota Soarer – за 8,233 секунды (18 июня 2011 года). Украинец Андрей Кравченко 402 метра «пролетел» за 8,164 секунды (24 сентября 2011 года).
В целом соревнования прошли ярко и экспрессивно. Гоняли на четверть мили автомобили в четырех классах: FS-A (Fast Street A, объем двигателя до 2000 куб. см), FS-B (Fast Street B, объем двигателя от 2001 до 3000 куб. см), US (Unlimited Street, объем мотора свыше 3001 куб. см) и LS (Luxury Sport Cars). Наиболее интересными заездами зрители назвали соревнования в классах US и LS.
Unlimited Street был интересен, конечно же, высокими скоростями: на выходе многие автомобили имели скорость более 250 км/ч. При такой скорости система торможения с парашютом – необходимый атрибут, как у истребителя, садящегося на палубу авианосца. Нужен он не только для эффективного торможения, но и для стабилизации машины – парашют обеспечивает прямую траекторию при резком гашении скорости. Кстати, у одного из гонщиков парашют выстрелил, но не раскрылся. «Это, конечно, не хорошо, но у вас тут отличная трасса и достаточно длинная гравийная ловушка», – прокомментировал ситуацию один из организаторов соревнований.
Класс LS был представлен сразу пятью Porsche и одним Chevrolet Corvette. Смотреть заезды суперкаров было сплошным удовольствием. Хотя и здесь не обошлось без происшествий. На финише Corvette занесло, и он снес финишную стойку с телеметрией. В этом случае получилось наоборот: датчик цел, а стойка разлетелась на куски, предварительно распоров весь бок спорткара. Сам водитель не пострадал.
Победители
К вечеру победители в классах определились. Перед торжественным награждением прозвучал гимн России, поднять флаги вышел Эльшан Асланов, уже третий сезон выступающий за «Лукойл Рейсинг Тим». Кстати, его автомобиль ВАЗ-2110 был признан одним из самых громких – 134 децибела (для справки: столько же децибел выдает авиалайнер «Конкорд» во время взлета, на 7 децибел тише звучит африканская вувузела, именно 134 децибела считаются опасным уровнем для слуха).
Победителями в классе US стали:
1 место – Андрей Кравченко (Nissan Skyline GT-R, Украина);
2 место – Александр Соколенко (Toyota Mark II, Красноярский край);
3 место – Станислав Лунев (Nissan Skyline, Челябинская область).
В классе FS-B подиум заняли:
1 место – Алексей Абраженчик (Mitsubishi Lancer, Пермский край);
2 место – Вадим Кравченко (ВАЗ-2114, Северная Осетия);
3 место – Сергей Старшинов (ВАЗ-2108, Московская область).
В классе FS-A тройку лидеров составили:
1 место – Сергей Беклов (ВАЗ-2108, Московская область);
2 место – победитель не определен, поскольку пара автомобилей в борьбе за это место дала фальстарт;
3 место – Сергей Кузовкин (ВАЗ-2108, Московская область).
В LS-классе победителями стали:
1 место – Алексей Ивасьев (Toyota Chaser, Краснодарский край);
2 место – Сергей Игнатко (Porsche 911 Turbo S, Московская область);
3 место – Андрей Носов (Porsche 911 Turbo, Москва).
Также спонсорами соревнований были учреждены специальные номинации. Мария Панова получила приз в номинации «За отвагу», Фазил Алиев из команды Rimsko Racing (Nissan Skyline, Приморский край) стал первым в номинации «За преодоленную дистанцию к месту соревнований», а Вадим Тимашев (Nissan Skyline, Красноярский край) – приз в номинации «За упорство в автоспорте».
Дрэгрейсинг – это скоростные парные заезды на 402 метра (четверть мили). Официальные соревнования по этим гонкам проводятся в России с 2003 года. Первая легальная гонка, прошедшая под эгидой правительства, была проведена в 2007 году, с этого же года РАФ занялась проведением чемпионатов и кубков в этой дисциплине.
К участию в Чемпионате допускаются серийные легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, подготовленные в соответствии с техническими требованиями, разработанными комитетом по дрэгрейсингу. Это кузовные автомобили с закрытыми колесами, капотом, решеткой радиатора, лобовым стеклом. Разрешены купе, седаны, хэтчбеки, родстеры, пикапы, универсалы.