Несмотря на то что ввозные пошлины высоки, а список автомобилей, выпускаемых в России, расширяется чуть ли не каждый месяц, поток подержанных машин из-за границы меньше не становится. Причем после создания Таможенного союза ввезти подержанное авто из стран Евросоюза стало еще проще, чем раньше, пишут «Санкт-Петербургские Ведомости».
Согласно действующему законодательству, каждая бывшая в употреблении машина, ввозимая в Россию, для последующей регистрации должна получить свидетельство о безопасности. Иными словами, подтвердить свое соответствие недавно принятому Техническому регламенту. Впрочем, это вовсе не означает, что любой автомобиль, перевозимый через границу, нужно проверять на лабораторном оборудовании.
В большинстве случаев хватает «Одобрения типа транспортного средства», которое российские сертификационные органы выдают производителям, официально продающим свои автомобили на территории страны. У таможенников есть база данных с нужными документами. Правда, «Одобрение» имеет определенный срок действия – около трех-пяти лет, и старые автомобили все-таки придется испытывать заново.
Также обязательным лабораторным тестам подлежат машины, официально не продающиеся в России. Проблемы с растаможкой возникнут даже у тех, кто ввозит в страну популярную у россиян «Шкоду Фабия», но с турбодизельным двигателем. Модель на российском рынке присутствует, но только с бензиновым мотором. Поэтому для легального ввоза потребуется отдельно тестировать силовую установку.
При необходимости бригада мобильной лаборатории выезжает на таможню, чтобы на месте протестировать транспортное средство. Правда, спрос на эту услугу невелик. Недобросовестные компании наладили торговлю свидетельствами о безопасности вообще без каких-либо проверок. Документ о соответствии техрегламенту и нормам выхлопа «Евро-4» за определенную плату может получить любая машина, даже если ей пошел третий десяток лет.
По закону, таможенники не имеют никаких оснований отказать автовладельцу во ввозе автомобиля, имеющего все необходимые документы. Впрочем, довольно часто машины «заворачивают», опираясь, скорее, на здравый смысл. Но самое интересное, что, несмотря на частую практику выявления липовых свидетельств о безопасности (якобы на основании проведенных испытаний), правоохранительные органы пока не заинтересовались деятельностью ни одной из компаний, проводивших эти «экспертизы».
Более того, неожиданный подарок для перегонщиков подержанных иномарок преподнесла комиссия Таможенного союза. Этот орган издал указ, согласно которому все бывшие в употреблении товары, ввозимые на территорию союза, никакой сертификации вообще не подлежат. Это противоречит российскому законодательству, и, по неофициальной информации, позиция таможенников совершенно не устроила Минпромторг РФ. Юридическая коллизия, возникшая еще в июле нынешнего года, до сих пор не устранена: Минпромторг и таможенники спорят, по каким правилам ввозить подержанные иномарки, но к общему знаменателю пока не пришли.