Каждая вторая автозаправочная станция в России грешит недоливом бензина либо продажей некачественного топлива, пишет газета «Московский комсомолец». Журналисты провели эксперимент с АЗС: на трех заправках из шести был недолив, и в трех же – залили «бодягу», не совместимую с жизнью двигателя.
На заправке крупной сети в 50 км от Москвы водителю залили 47 литров, при этом вместимость бака составляет 43 литра. «Бензин нагрелся, увеличился в объеме», – объясняет оператор необходимость доплаты за лишние четыре литра. Когда водитель напомнил девушке, что на дворе ночь и весь день шел дождь, она нашла другое объяснение: «Ну, значит, у вас бак кривой...»
По общей статистике, каждую третью-четвертую заправку можно уличить в жадности: полностью заправляя свою машину, клиенты АЗС рискуют недополучить до двух-трех оплаченных литров.
По свидетельствам автомобилистов, в разных АЗС недоливают порядка 100-500 миллилитров на каждые 10 литров, и чем дальше от Москвы, тем хуже качество: вместо 95 бензина заливают суррогат, подогнанный при помощи всяких примесей.
Поймать АЗС на нарушениях непросто. Перед любой плановой и внеплановой проверкой инспектор обязан предупредить компанию за десять дней до предполагаемого визита. Тем не менее даже такие проверки выявляют недолив и плохое качество топлива.
Как рассказал инспектор одной из кубанских проверяющих организаций, в Краснодарском крае, как правило, во время проверок бензин соответствует нормам и стандартам: «Мы выдаем паспорт качества, а что потом АЗС делает с топливом, нам неизвестно».
На 40% заправок в стране выявлено несоответствие топлива стандартам. Сколько же нарушений удалось бы выявить, если бы с проверками можно было нагрянуть неожиданно, остается только догадываться, пишет МК.
Чаще всего за основу некачественного высокооктанового топлива берутся более дешевые сорта бензина, вроде АИ-80 и АИ-92, которые искусственно «разгоняются» октаноповышающими добавками, например, тетраэтилсвинцом. Добавкой также может служить газолин, отделяемый от бензина при перегонке. Он стоит в среднем в три раза дешевле самого дешевого бензина.
Автовладелец Ярослав, который несколько раз в неделю ездит с командировками по краю, рассказал, что раньше он заправлял свой Opel Vectra 95 бензином, однако примерно с конца весны его качество ухудшилось настолько, что он снова перешел на 92: «После перехода даже разницы не почувствовал. Но 92 же дешевле!». Ярослав также отметил, что его автомобиль хоть и «не первой свежести», но именно в последний сезон он стал значительно больше времени проводить под машиной.
В дизельное топливо для увеличения октанового числа добавляют присадки, которые увеличивают расход топлива, гробя свечи и фильтры. А выхлопы от такого «коктейля» могут повредить здоровью. Доказать, что именно «бодяга» вывела автомобиль из строя, практически невозможно.
«Бодяжит» уйма народу – не только заправщики, пишет блоггер под ником Chelovek. Он припомнил, что покупал бензин у водителя цистерны с топливом: тот продавал часть своего груза по дешевке, а недостающий объем затем разбавлял водой и вез по назначению.
Кроме воды обнаруживаются в бензине и примеси. В рамках эксперимента журналисты смачивали листок бумаги приобретенным на одной из подмосковных заправок топливом. Хороший бензин, если на него дунуть, быстро испаряется, не оставляя следа. На этот раз на листке осталось пятно. Вероятно, в числе «ингредиентов» был керосин.
При этом, по признанию краснодарских водителей, не спасает от «бодяги» даже «верность» тому или иному оператору. «Сегодня может быть неплохой бензин, и машина идет тихо и без нареканий, а завтра заправишься там же, и застучат клапаны», – говорит автомобилистка из Краснодара Ирина Мирошниченко.
Все эти «бензиновые недоразумения» становятся еще более неприятными на фоне постоянного роста цен на топливо. Как заявлял президент Союза нефтегазопромышленников (СНП) Геннадий Шмаль в письме, направленном премьер-министру России Владимиру Путину и опубликованном в «Российской газете», литр бензина в России должен стоить 15 рублей – в два раза меньше по сравнению с нынешними ценами на заправках. Под посланием также подписались президент Российского союза химиков Виктор Иванов и гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов.