Самый выгодный вариант покупки автомобиля – с использованием программы утилизации – больше не работает. У Минпромторга закончились утилизационные сертификаты, дававшие скидку в размере 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. За год и три месяца работы программы этим способом воспользовались 600 тысяч россиян. То есть, примерно каждый третий новый автомобиль покупался со скидкой.
По программе утилизации можно было приобрести 85 моделей марок Chevrolet, Citroen, Fiat, Ford, Hyundai, Isuzu, Kia, Lada, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Skoda, SsangYong, Toyota, Volkswagen, ГАЗ, УАЗ, Иж, ТагАЗ.
Однако, чаще всего покупатели, избавлявшиеся от автохлама, приобретали модели Lada, и это вполне объяснимо: роль скидки в данном случае была велика. Например, «семерка» дешевела с 200 тысяч до 150 тысяч рублей. В результате 79% всех утилизационных сертификатов пошли именно на покупку моделей АвтоВАЗа. Для завода, работавшего в убыток, это имело решающее значение: предприятие вновь стало получать прибыль, так как продажи подскочили в полтора раза.
На иномарки пришлась не такая большая доля продаж в рамках госпрограммы: марку Renault выбрали 7,3% граждан, сдавших автохлам, Skoda – 5,3%, Ford – 2,3%. Впрочем, в абсолютных цифрах это существенные величины. Французская марка реализовала около 44 000 автомобилей по программе утилизации, а это почти каждый второй автомобиль Renault.
По данным агентства «Автостат», наибольшее число утилизационных сертификатов было выдано в Москве и Санкт-Петербурге. Краснодар занял шестую позицию. Всего в программе утилизации участвовали более 200 городов России.
Итак, благодаря госпрограмме по утилизации автохлама российский авторынок в минувшем году рванул вверх на 30%, что стало самым лучшим результатом в Европе, особенно хорошо заметным на фоне соседей, уже завершивших к тому моменту свои национальные программы. Так, Германия – крупнейший авторынок Европы – в 2010 году сократила продажи машин на 23% на фоне прекращения мер господдержки. Во Франции за отчетный период авторынок сократился на 2,2%, в Великобритании вырос, но незначительно – лишь на 1,8%. В целом же по Евросоюзу годовое сокращение продаж составило 5,5%. По прогнозам экспертов, в России определенно понизится популярность вазовской продукции. А вот большинство иностранных брендов все-таки научились обходиться без господдержки.