В скором времени автомобилисты смогут проверить банковскую историю подержанного автомобиля перед покупкой. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) создает единую базу залоговых автомобилей для всеобщего доступа. За 300 рублей по VIN-номеру можно будет узнать, числится ли машина в какой-нибудь кредитной организации в качестве залога. Это поможет покупателям еще на стадии выбора машины отмести «серые» варианты, что сейчас сделать невозможно – нет ни одной официальной базы, где бы значились банковские обременения. Планируется, что система заработает к концу мая, но не исключено, что к этому времени данные еще будут неполные.
Не так давно мы рассказывали об истории автомобилистов, которые купили машины, заложенные в разных банках по поддельным документам. Это далеко не единичный случай. И застраховаться от рисковых сделок невозможно – нет единого реестра, куда бы заносились «обремененные» авто. Обзванивать все банки нереально, да и информация конфиденциальна. Делать запросы в ГИБДД можно, но их ответ тоже не дает никаких гарантий, как, впрочем, и случилось с одним из героев описанной в марте истории. По данным Госавтоинспекции, машина совершенно чистая, а на деле заложена в четырех банках. И даже хранение ПТСки у кредитора не спасет: мошенник может заявить о ее потере, и документ восстановят.
«Я долго собирался купить автомобиль, но меня очень смущал факт, что нет никаких официальных баз данных, где бы можно было проверить историю машины и быть за нее спокойным, – делится автомобилист Владислав. – Авто я купил, но информацию пришлось пробивать через знакомых. С квартирами в этом плане намного проще – все можно узнать в регпалате. Для машин это целая проблема, хотя стоят некоторые как квартиры. Если появится услуга запросов, полная база заложенных машин, это упростит жизнь автомобилистам, снимет риски при покупке».
Чтобы оградить людей от этой преступной схемы, НБКИ взялось заполнить пустоту и создать автомобильную базу.
«Формируем ее следующим образом: заключаем договоры с банками, а они нам предоставляют список залоговых автомобилей. Мы планируем охватить 100% организаций и к началу июня сформировать базу по 200 тысячам авто. Многие из банков сами проявляют инициативу, поскольку они заинтересованы, чтобы оградиться от передряг с арестом автомобиля, его реализацией на торгах, – рассказывает руководитель направления по маркетингу и PR НБКИ Оксана Огнева. – Чтобы получить информацию по конкретному автомобилю, нужно будет ввести VIN в специальной форме запроса к нашим агентам в регионе, после чего на ваш E-mail придет ответ о статусе машины. Пока мы решаем, через какой сетевой ресурс заработает система: возможно, это будет наш сайт, возможно, появится самостоятельный ресурс. Услуга будет платная и обойдется в 300 рублей. Для человека, который покупает машину за два миллиона (а мошеннические сделки проходят именно с дорогостоящими автомобилями), это копейки. Как будут приниматься платежи, тоже обсуждаем – возможно, посредством электронных денег».
Адвокат одного пострадавшего от мошеннической сделки, банки по Гражданскому кодексу (статья 343) должны отвечать за сохранность имущества. То есть обязывать клиента страховать машину, хранить ПТС, обеспечивать запрет на регистрационные действия. То есть банк заключает договор с нотариусом, который направляет в ГИБДД официальное уведомление, что такой-то автомобиль находится в залоге, соответственно перепродать его нельзя. Но вся загвоздка в том, что прямой формулировки по поводу хранения ПТС или сотрудничества с ГИБДД в кодексе нет – этим и пользуются недобросовестные кредиторы, обходясь без нотариусов и «лишней» бумажной волокиты.
И сейчас уже существует законопроект Минфина «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». В частности, он обязывает залогодержателя, то есть банк, уведомлять бюро кредитных историй, что автомобиль передан под залог. А уже бюро будет делать выписки по состоянию имущества для обратившихся в частном порядке. То есть банки сами, без участия нотариусов, будут должны передавать сведения по залоговым автомобилям в открытый доступ – без вариантов.
Если будет принят закон, то на базу бюро можно полагаться – все же принудительный порядок обеспечивает больше шансов, что все данные дойдут до «историков» по кредитам. Хотя эксперты опасаются, что мошенники доберутся и до этой базы. Еще из плюсов – проценты по автокредитам могут снизится, ведь банки закладывают риски в стоимость услуг.