Резкая критика, с которой президент Дмитрий Медведев накануне обрушился на систему технического осмотра (ТО) автомобилей, вызвала ликование со стороны автомобилистов и протест со стороны ГИБДД.
Напомним, глава государства назвал талон ТО «никчемной бумажкой» и предложил либо передать техосмотр в частные руки, либо полностью отменить эту процедуру. Как выяснил «Коммерсант», отмена техосмотра чревата нарушением международных обязательств в области дорожного движения, которые Россия приняла на себя в 1997 году.
«Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить, – рассказал о техосмотре в России президент Дмитрий Медведев. – Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так оно все равно бумажку получит, но уже другим путем».
Медведев продолжил: «У меня есть два предложения: либо вообще отменить техосмотр, либо сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД с тем, чтобы это происходило в заявительном ключе».
Сейчас инструментальный контроль автомобилей проводится на территории частных организаций, однако талон все равно выписывает инспектор ГИБДД. В январе 2009 года в Госдуму был внесен законопроект, который полностью исключал из процедуры проведения техосмотра участие МВД. Весь вопрос – принять законопроект, который давно уже разработан, но никак не принимается.
По данным «Коммерсанта», принятию законопроекта препятствуют близкие к ГИБДД чиновники. Как заявил автор документа, глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, «если будет политическая воля, то законопроект можно принять уже после майских праздников».
«Какую-то форму техосмотра надо все-таки оставить», – аккуратно прокомментировал слова президента депутат Шишкарев. Полная же его отмена может привести к серьезным нарушениям международных соглашений о периодических технических осмотрах транспортных средств, принятых РФ в 1997 году.
Конвенции технических осмотров «должны осуществляться», прокомментировал замглавы ГИБДД РФ Владимир Кузин. Кроме того, отменить ТО «не так просто»: придется принимать ряд законодательных, нормативных и ведомственных актов, а это, по его словам, «огромная рутинная работа».
В Венской конвенции о дорожном движении говорится, что каждое транспортное средство, находящееся в международном движении, должно быть исправным и удовлетворять техническим условиям, которые подробно прописаны в конвенции. Однако в документе не указано, каким образом техническое состояние каждого автомобиля должно контролироваться.
Кстати сказать, на Кубани одной из наболевших тем российского ТО – длинных очередей – практически не бывает. Как рассказал заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю Сергей Сунцов, очереди автомобилисты создают обычно к концу месяца, когда вспоминают о том, что ТО не пройден, а сроки уже поджимают: «Вот если приезжать числа 15-го, то никаких проблем и очередей нет. И кстати, у нас прекрасно отлажена система записи на ТО через интернет. Записался на осмотр в любое удобное для себя время, получил код, приехал и прошел все без очередей».
Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев также высказался по поводу президентской инициативы: «Хочется сказать: Дмитрий Анатольевич, наконец-то вы вспомнили об автовладельцах. Это одна из лучших инициатив президента, наверное, за все время пока он был на посту. Я тоже сомневаюсь в том, что подобная инициатива может дойти до реализации. Но, тем не менее, со своей стороны от ФАР мы готовим обращение, где готовы предложить некий вариант проведения технических осмотров, как это делается в развитых странах».
«Я не думаю, что кто-то серьезно воспринимает эти слова президента, что его полностью отменят. Его могут только перевести в другой ранг, могут по-другому проводить, а то, что техосмотр останется — это факт, и я думаю, его никто не уберет в ближайшее время» – добавил Канаев.