Автопроизводители Японии начали проверять радиационный фон автомобилей, предназначенных для экспорта. Как рассказали представители Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, они не получали жалобы на наличие радиоактивных машин от государств, в которые поставляются японские автомобили. Между тем, 29 стран уже усилили контроль над экспортируемыми машинами. В частности, с апреля 2011 года Роспотребнадзор начал проверять уровень радиации грузов, приходящих из Японии в порты Приморского края.
«Никакой угрозы превышения радиационного фона на российском Дальнем Востоке из-за аварий на японских АЭС нет», – сообщил журналистам руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Он заверил, что «ничего там страшного нет». «Они (машины – Прим. ред.) стоят на штрафной стоянке, – пояснил Онищенко. – Как правило, даже не требуется никакой дезактивации, поскольку через некоторое время они теряют свою радиоактивность и все».
На Кубани насчитывается около 10 компаний, которые продают подержанные автомобили из Японии. Рынок праворульных автомобилей развит достаточно хорошо, несмотря на то, что спрос по сравнению с прошлыми годами несколько снизился. По мнению экспертов, снижение спроса на б/у машины происходит, прежде всего, из-за высоких таможенных пошлин и неразберихе с запретом в России правого руля.
Природная, а затем уже и техногенная катастрофы в Японии на спросе практически никак не отразились. Как рассказал менеджер интернет-магазина Fujiyama-Тrading Роман Бурчак, покупатели просто стали задавать больше вопросов: об утопленниках, о радиации, о рисках, связанных с покупкой авто на японских аукционах.
«Корабли с автомобилями из японских портов в порт Новороссийска идут в среднем 40-45 суток. Все перевозки осуществляются по международным линиям, где есть жесткий контроль в том числе и радиационного фона перевозимых грузов. Поэтому шансы на прибытие в наш край «фонящих» автомобилей практически равны нулю», – также отметил Роман Бурчак. – «Освещение темы радиации на грузах из Японии в российской прессе больше похоже на истерию. На самом деле ситуация гораздо проще. Япония полностью контролирует весь экспорт на предмет зараженности радиацией».
Именно эта ситуация обсуждалась накануне на встрече первого заместителя генерального директора ОАО «ВМТП» Михаила Чижмакова с вице-консулом Японии во Владивостоке по политическим вопросам господином Кейсуке Сайто. Как заявил представитель консульства, в других мировых портах, в частности европейских, не возникает проблем при прохождении японскими грузами таможенного досмотра, включающего радиационный контроль.
«Японская сторона выразила недоумение по поводу ажиотажа, связанного с поставками автомобилей, отгруженных в Японии после аварии на АЭС «Фукусима-1», – отмечается в релизе Владивостокского морского торгового порта.
Как рассказала порталу 93.ru пресс-секретарь Новороссийской таможни Инна Кирчева, таможня полностью готова к досмотру грузов, прибывающих из Японии: «Радиационный контроль на таможне проводится в обязательном порядке. В том случае, если уровень радиации будет превышать максимальный допустимый, такой груз будет запрещен к выдаче в свободное обращение».
Таким образом, если верить словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, радиоактивное заражение автомобилей, если таковое и будет иметь место, «сойдет на нет» еще по пути груза из Японии в Новороссийск (кстати, вполне возможно, что именно по этой причине у европейцев нет претензий к ввозимым японским авто и запчастям). Да и Новороссийская таможня обещает тщательно контролировать японский импорт, в том числе и автомобили. Следовательно, радиоактивных иномарок кубанцам опасаться не стоит.