Еще раз встретиться с Терским я решил после того, как узнал, что у него была встреча с Зотом Малаховым, чемпионом мира по игре на классической гитаре. Оказалось, что Зот уже давно использует гитару Терского. Мастер был и удивлен и доволен этим фактом. Для него очень важно, чтобы гитара им изготовленная попала в хорошие руки.
Готовый инструмент для Терского – как ребеночек. Кстати, на изготовление каждого уходит не менее девяти месяцев. Именно поэтому за 40 лет мастер создал их всего около сотни.
Вячеслав Терский показывает фотоальбом. В нем сплошь популярные артисты, причем известные уже не один десяток лет. Все они используют гитары мастера либо для записи, либо на концерте.
Жанна Бичевская, Андрей Макаревич, Александр Малинин, Леонид Агутин и Леонид Ярмольник отзываются о работе мастера Терского, используя исключительно превосходные степени. Некоторые покупают по два инструмента. У Андрея Макаревича уже целая коллекция – даже сыну в свое время он заказал венскую гитару уменьшенного размера.
А вот гитара по заказу Игоря Талькова была почти готова к тому времени, когда его убили, сокрушается мастер.
Я прошу рассказать, как прошла встреча с известным на весь мир гитаристом, получившем награды от двух губернаторов – Калифорнии и Кубани. В 2005 году Зот Малахов выиграл международный конкурс, и Арнольд Шварцнегер направил губернатору Кубани письмо с благодарностью за бережное и внимательное отношение к талантливой молодежи.
– Зот Малахов пришел ко мне с отцом, мы долго общались, пили чай, кофе, фотографировались. Они более трех часов гостили у нас. Не менее часа Зот с удовольствием играл нам. Он действительно великолепный исполнитель. В его игре не было ни одной ошибки, ни одной неточности.
– Что запомнилось из того, что играл Зот?
– Когда он взял семиструнку испанского типа и попытался сыграть «Ой ты степь широкая», то быстро отложил ее в сторону, сказав в шутку «Текст забыл». А затем долго не выпускал из рук гитару Терского. Дело в том, что не каждый инструмент может точно передать эту неторопливую мелодию, а венская гитара подходит как нельзя лучше, но она должна быть семиструнной.
– А что привлекает артистов в гитарах именно вашего производства? В чем их отличие от обычной гитары?
– Привлекает громкость и глубина звучания. За основу я взял принципы изготовления классической венской гитары – у нее толстое, выпуклое дно, и она несколько больше обычной. Вдохновение я почерпнул в трудах австрийского мастера Иоганна Шерцера. Но поскольку я все время стараюсь что-то улучшить, то друзья говорят, что я его даже превзошел. Ведь каждую новую гитару я стараюсь сделать лучше предыдущей.
Терский Вячеслав Автономович.Родился: 21 января 1936 года в ст. Сторожевой Карачаево-Черкессии.
Образование: высшее медицинское, поступил в Кубанский медицинский институт, закончил Иркутский.
Работал: семь лет врачом скорой помощи и более 20 лет врачом в таксопарке.
Хобби: изготовление классических венских гитар.
Стаж работы врачом: 30 лет и один день.
Стаж изготовления венских гитар: 40 лет.
Любимое музыкальное произведение: Малагуэнья.
Кредо: открытость и прозрачность.
Принцип в работе: нет предела совершенству.
– Знаю, что это товар дорогой, штучный. Их покупают только истинные ценители. Кто самый большой любитель венских гитар?
– Трудно сказать, в девяностые у меня была очередь на изготовление гитар, но во время дефолта она распалась. Готовые работы трудно было продать. И тогда меня выручил Андрей Макаревич – я отвез ему сразу несколько штук.
– А какие еще особенности у венской гитары вашего производства?
– Мне приходится учитывать тысячи мелочей. Для меня важны все детали, в каждой гитаре – четыре вида дерева. Специального дерева. Важно все: материалы, клей у меня специальный. Даже климат влияет. Здесь мне трудно работать – влажность высокая. Поэтому хочу перебраться обратно в Кисловодск.
– Кроме силы и глубины звука я вижу, что гитары у вас еще и необыкновенно красивые. В орнаментах множество мелких деталей.
– Да и при этом все орнаменты сделаны вручную. Вот смотрите, на каждую гитару у меня есть паспорт. Там указаны все параметры инструмента, рекомендации по хранению и эксплуатации. Вот здесь указано количество элементов декоративного оформления – их 7800 на каждый инструмент. На некоторых гитарах более 8000. В основном это различные виды дерева, но иногда я использую перламутр. У меня целый альбом, в котором музыкант может выбрать «дизайн» инструмента.
– Вы говорили, что хотели бы сделать технологию открытой и доступной. Как насчет того, чтобы написать книгу, описывающую процесс создания венской гитары по Терскому?
– Я уже начал эту работу, завел три тетради, в которых описываю все процессы. У меня научный подход, поэтому хочу описать все максимально подробно и точно. Но передать все нюансы вряд ли возможно, – этому ремеслу нужно учить индивидуально.
– Исполнители ценят не только ваши гитары, но и струны. Вы говорили, что их постоянно заказывают. В чем их секрет?
– Я учился делать струны самостоятельно. Причем внес значительные усовершенствования и даже хотел запатентовать технологию. У меня даже самые тонкие струны делаются не из одной нейлоновой нити, как в большинстве струнных наборов, а из множества микроскопических нейлоновых волокон, обмотанных тончайшей нитью.
Сперва я не поверил своим ушам, и, чтобы проверить информацию, уткнулся носом в гитарный риф. Разглядеть фактуру первой струны мне удалось с трудом. Потрогал пальцем – мягкая. Совсем не похожа на серийные орудия пыток для учеников музыкальных школ.
От звонка на сотовый выключается диктофон. Это знак. Мы пьем чай и беседуем о жизни. Когда тема снова касается венских гитар, я задаю свой последний вопрос.
– У кого сейчас ваша лучшая гитара? Та, которой вы особенно гордитесь?
– Я ее еще не сделал. Каждая следующая гитара у меня в чем-то лучше предыдущей. Я стремлюсь к совершенству, к идеальному звуку. Один мой друг сказал, что любовь к гитаре – моя прекрасная болезнь. И я всю жизнь ей неизлечимо болен.