RU93
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

2 м/c,

с-в.

751мм 76%
Подробнее
USD 92,05
EUR 98,64
Город Из неудачи делаем "конфетку"

Из неудачи делаем "конфетку"

Как научиться не падать духом в сложных рабочих ситуациях и из любой извлекать выгоду? Поможет рефрейминг

Специалисты предлагают несколько простых, но действенных примеров изменения отношения к сложностям рабочего процесса.

Знакомая всем ситуация — навалилась куча работы, начальство дает то одно задание, то другое, меняя планы по развитию бизнеса каждые пять минут, совещания проходят одно за другим, отвлекая от самой работы, которой, естественно, меньше не становится, да еще и в командировки с нового месяца грозят отправлять чуть ли не еженедельно.

От любой из этих неприятностей то злость берет, то руки опускаются. А если уж несколько сразу.... Хочется все бросить и сбежать на другую работу - а вдруг там будет попроще. Увы, те, кто побегал, обычно убеждаются в обратном — если проще будет в одном, то в другом — точно сложнее. Легких денег не бывает, а если бывает — то недолго.

Но как же тогда бороться с хандрой и депрессией? Специалисты утверждают, что выход - в правильном взгляде на вещи. Если ситуация вас не устраивает — попробуйте взглянуть на нее не с точки зрения того, что в ней плохо, а наоборот — что в ней хорошего, положительного для вас. Причем, речь идет не о формальном «придумывании», а о реальной оценке, что вам может дать положение, в котором вы оказались.

Такой прием называется «Рефреймингом». То есть, сменой «фрейма» — рамок, границ, в которых вы воспринимаете происходящее. Поменяли границы восприятия и, глядишь, все показалось не таким уж плохим, как виделось поначалу.

Обычный пример, которым оперируют бизнес-тренеры на обучающих семинарах: все мы знаем два слова — разведчик и шпион. В первом случае представляем себе эдакого Штирлица, отдавшего себя ради служения Родине. Героя, отважного, смелого, хладнокровного, умного и т. д. Во втором — гадкого и подлого наймита, врага, вынюхивающего крохи информации. Хотя с точки зрения той работы, которую оба выполняют — и это вам подтвердит любой словарь — разведчик и шпион есть одно и тоже.

Разница — в восприятии этих слов. И точно так же восприятие ситуации может изменить ваше отношение к ней.

Эксперты портала Элитариум (www.elitarium.ru) говорят о трех базовых приемах рефрейминга.

Первый из них - найти в ситуации более позитивную сторону. К примеру, завалили работой — но я больше получу в конце месяца и смогу потом хорошо отдохнуть. Требуют, чтобы я прошел курсы повышения квалификации без отрыва от производственного процесса? Сейчас напрягусь, научусь, но это позволит в дальнейшем больше зарабатывать.

Еще один прием — использовать слово «зато». Признаем негатив, однако не забываем и о выгоде происходящего. Ошибся, зато теперь знаешь, чего не стоит делать в будущем. Много работаешь сейчас, зато смогу выполнить план. Приходится трудиться бок о бок с неприятным человеком — зато у него есть, чему поучиться.

Третий прием — посмотреть на то, как обстоят дела у других. Много работы, но у Николая Николаевича работы еще больше. Приходится задерживаться, чтобы выполнить задание, но два месяца назад с таким же заданием ты вообще сидел до полуночи.

Специалисты утверждают, что рефрейминг можно с успехом применять и в личной жизни. «Если к другому уходит невеста, еще не известно, кому повезло!» - помните? Есть и менее экстимальные ситуации, когда поможет изменение рамок восприятия. Например, ваш ребенок вместе со своим классом прогулял урок. Проявил халатность? Или чувство коллективизма, готовность рискнуть, несмотря на возможные последствия?

Дело здесь не в лакировке действительности, а в том, чтобы научиться видеть самому и показывать другим ситуацию в комплексе, а не только ее негативную сторону. Видеть не одни лишь проблемы, но и возможности.

А что на практике?

Бизнесс-тренеры на своих семинарах проводят тренировки, на которых предлагается найти положительные моменты в, казалось бы, однозначно плохой ситуации. Приведем несколько примеров того, как можно вывернуть ситуацию «наизнанку» максимально большим количеством способов. Вот что предлагает один из авторов портала Элитариум Дмитpий Бoлдoгоeв, тренер-консультант московской Лабopaтории управленческих технoлогий, препoдаватель MBA Aкaдемии внешней торговли.

1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли.

Варианты рефрейминга:

Настоящий профессионал может все, а не только то, что нравится.

Универсальность — залог карьерного роста (или другого в соответствии с картой мотиваторов сотрудника).

Можно найти креатив и в рутинной работе (показать конкретно). Вызов самому себе: слабо ли мне?

2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника».

Варианты рефрейминга:

Задача руководителя — добиться целей бизнеса, используя ресурсы других людей, а не собственные.

Инвестиция времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем (если задача повторяющаяся).

Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненных.

Научив подчиненного, можно больше внимания уделять той работе, которая вам больше нравится.

Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, так что это повышает их лояльность.

3. Большая нагрузка.

Варианты рефрейминга:

Чем больше занят, тем больше успеваешь.

Учишься лучше ценить отдых.

Учишься лучше планировать свое время.

Если такая загрузка — явление временное, то можно думать о том, что скоро за счет большой работы сейчас будет легче.

Больше загрузка — больше заработок.

Больше нагрузка — больше тренировка, эффективнее повышается профессиональный уровень.

Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.

4. Трудный клиент в продажах.

Варианты рефрейминга:

Тренинг профессионализма, конкретных навыков.

Трудные клиенты часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.

Урок на будущее.

Воспитание терпимости — пригодится в жизни.

Конкретный вариант с «зато»: например, зато денежный, зато редко приходится с ним общаться.

На самом деле их не так и много.

Можно пожалеть, потому что трудные люди — как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.

Можно найти что-то забавное в ситуации.

Есть чем похвастаться перед коллегами.

Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — значит вас ценят.

«Завоевав» трудного клиента, вы завоюете авторитет и уважение руководства.

5. Необходимость частых командировок.

Варианты рефрейминга:

Путешествия.

Разнообразие.

Больше возможностей заработка.

В дороге можно сделать многое, на что времени обычно не хватает (например, почитать, посмотреть фильмы или сериалы и т.д.)

Много знакомств.

Веселое времяпровождение с клиентами.

Возможность устроить личную жизнь.

Отдохнуть от «домашних обязанностей».

Не заниматься хозяйством.

6. Необходимость выступать публично.

Варианты рефрейминга:

Всегда понадобится в случае карьерного роста.

Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.

Приятно, когда тебя ценят — ведь публичные выступления не всем доверят.

Как правило, люди стремятся получить от презентации пользу, иначе их время будет потеряно зря. Поэтому думайте о том, что они тоже заинтересованы в том, чтобы выступление прошло хорошо.

7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными.

Варианты рефрейминга:

Это прекрасный опыт для будущего руководителя.

Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).

Раз обращаются, значит, ценят и уважают.

Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.

Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижениях или включении в кадровый резерв.

8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.

Варианты рефрейминга:

Есть у кого учиться.

Бесплатный тренинг.

Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.

Вызов самому себе: смогу ли я?

9. Нет карьерного роста.

Варианты рефрейминга:

Меньше должность — меньше ответственность.

Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.

Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.

Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.

Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.

10. Частые изменения.

Варианты рефрейминга:

Формируют гибкость и креативность.

Работа никогда не надоест.

При изменениях легче проявить себя.

При изменениях легче всего продемонстрировать лояльность. Изменения могут давать дополнительные выгоды и возможности. Карьера часто делается именно в ситуациях изменений.

11. Частые совещания.

Варианты рефрейминга:

Зато в рабочее время.

Можно проявить себя.

В обсуждении легче отшлифовать идеи.

Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.

Снижаются риски принятия решений.

Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.

Знаешь планы руководства.

12. Требовательный руководитель.

Варианты рефрейминга:

Скорее научишься.

Точно будешь знать, что делать.

Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.

Зато все понятно и четко.

Зато результаты хорошие.

Фото: pressmaster, Depositphotos
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем