ѕризнавайтесь, кто из вас сталкивалс€ с проблемами в аэропорту?
ѕризнавайтесь, кто из вас сталкивалс€ с проблемами в аэропорту?

»спортить отпуск или деловую поездку очень легко. ќдно врем€ € работал в кол-центре авиакомпании, консультировал будущих и насто€щих пассажиров, выслушивал жалобы на работу компании и отдельных ее сотрудников, помогал решить возникшие проблемы. ¬ы не поверите, как много людей попадают в сложные ситуации просто по незнанию и как можно было бы облегчить себе жизнь, просто почитав правила (скучно и официально) или заранее обратившись в кол-центр при малейших сомнени€х (весело, но надо ведь разговаривать с живыми людьми).

ƒл€ тех, кому предстоит полет и кому удобнее не звонить, а читать (нормальным пон€тным €зыком), € составил несколько правил, которым лучше следовать. ¬о вс€ком случае, если дл€ вас основна€ цель — спокойно добратьс€ из точки ј в точку Ѕ.

Ќе буду утверждать, что € высококвалифицированный специалист. ¬се ситуации вз€ты из реального общени€ с реальными пассажирами, но на примере всего одной авиакомпании. ¬озможно, в других иначе, но что-то подсказывает, что нет.

»так, чтобы испортить себе поездку, вам нужно:

1. ѕренебрегать размерами ручной клади

–азмер имеет значение не только дл€ девочек. ќсобенно ручной клади. ≈сли полагаетс€ по вашему тарифу 55*40*20 см, то так и должно быть, ни на сантиметрик больше. ¬арианты «уменьшить с одной стороны, чтобы превысить с другой» тоже не допускаютс€. —овокупность параметров актуальна по отношению к багажу. “ам вот есть условные 203 см на сумму длины, ширины и высоты, делайте с ними, что хотите. — ручной кладью нельз€.

 азалось бы, простое и элементарное правило, но не поверите, сколько приходилось выслушивать в день гневных обращений вроде: « акого черта?! ” мен€ длина ручной клади всего на два сантиметра больше, а мен€ не пустили на борт!» ѕотому что нельз€. ѕравильно или неправильно, справедливо или жестоко — судить не мне, но факт есть факт: превышение размеров ручной клади — идеальный способ испортить отпуск. ≈сли есть сомнени€, то берите ручную кладь в м€гкой сумке или рюкзаке. Ћишние пару сантиметров всегда можно прижать до нужных габаритов и запихнуть кладь в специальный калибратор. Ќо вот с жесткими чемоданами это не сработает.

ќсобенно внимательно вчитывайтесь в правила, потому что даже у одной компании к разным тарифам может быть разна€ по размеру ручна€ кладь.

–азмеры (и вес) ручной клади — сама€ распространенна€ проблема, с которой сталкиваютс€ пассажиры. –юкзак весит на килограмм больше или на два сантиметра в длину шире, чем положено? √отовьтесь к тому, что его придетс€ сдавать в багаж
–азмеры (и вес) ручной клади — сама€ распространенна€ проблема, с которой сталкиваютс€ пассажиры. –юкзак весит на килограмм больше или на два сантиметра в длину шире, чем положено? √отовьтесь к тому, что его придетс€ сдавать в багаж

2. ѕокупать билеты с пересадкой на рейсы разных авиакомпаний

ѕредставьте обычную ситуацию: из —ургута в “юмень вы летите «ямалом», а из “юмени в —очи — «јэрофлотом». ¬ы подобрали идеально подогнанные рейсы, ожидание в аэропорту не более двух часов между рейсами. ƒостаточно, чтобы пересесть, но не затосковать в терминале. ¬ы потираете ладошки в предвкушении отличного отдыха на море, жмуритесь от шума волн в вашей голове. » вдруг за пару дней до вылета приходит сообщение от «ямала», что рейс отменен. ѕричина, конечно, не сообщаетс€ (компании могут цинично отмен€ть рейсы при неполной загрузке самолета), вас став€т перед вариантом: бесплатно мен€ете билет на другую дату или возвращаете за него деньги. ј как же быть с рейсом в —очи? ј никак.

«јэрофлот», как и другой перевозчик, не несет ответственности за отмену рейсов других авиакомпаний. ’орошо, если у вас тариф допускает обмен на другую дату или добровольный возврат. ¬ы потер€ете какую-то сумму, но большую всЄ же сохраните. Ќо в большинстве случаев пассажиры эконом€т на всем, выбира€ необменные и невозвратные тарифы. ѕотому что вы ведь точно уверены, что полетите, что может случитьс€-то? Ќу, например, вот это.

„тобы избежать подобной ситуации, покупайте трансферные билеты одной компании. ¬ этом случае при отмене первого рейса вы сможете вернуть деньги и за второй. »ли обмен€ть оба без доплаты на другую дату. »ли же, если не получаетс€ купить билеты одного перевозчика, позаботьтесь, чтобы тарифы допускали возможность обмена с доплатой. Ќепри€тно, но не смертельно.

≈сли вы летите с пересадкой (а такое бывает часто), то лучше покупать билеты одной авиакомпании
≈сли вы летите с пересадкой (а такое бывает часто), то лучше покупать билеты одной авиакомпании

3. ѕокупать билеты туда и обратно одной бронью

“ут кроетс€ небольшой подвох. Ќа самом деле, выгоднее сразу купить за одну транзакцию билеты туда и обратно, потому что топливный сбор в этом случае рассчитываетс€ с неплохой скидкой. Ѕилеты получатс€ на 500–1000 рублей дешевле, чем отдельно туда и отдельно обратно. Ќе ведитесь на эту выгоду. Ќе нужна она вам. » вот почему.

ƒело в том, что при не€вке на один из рейсов большинство авиакомпаний аннулирует все следующие полеты в брони. ≈сли вы не успели на рейс ћосква —  раснодар, то обратный билет  раснодар — ћосква тоже пропадает. Ќельз€ будет просто купить новый билет ћосква —  раснодар и воспользоватьс€ оставшимс€ участком обратно по старому билету. ѕотому что нет участка этого больше. » нередко несчастные пассажиры узнают об этом только при прохождении регистрации. Ёто касаетс€ только билетов, которые оформлены одним заказом в одной брони.

¬ этом плане выгодно отличаетс€ (пока что) Utair. ≈сли вы не можете по какой-то причине лететь первым сегментом, звоните в авиакомпанию на гор€чую линию и просите аннулировать вам на него места. ¬ этом случае второй полет по брони сохранитс€. Ќо дозвонитьс€ должны не позднее 40 минут до вылета первого самолета. “о есть не позднее окончани€ регистрации на тот рейс, которым не полетите.

 ак быть? ѕокупать билеты разными брон€ми. —перва купили ћосква —  раснодар. ѕотом повторно зашли на сайт и купили  раснодар — ћосква. ѕотер€ли скидочку на топливный сбор, конечно, но всЄ равно оказались довольны. ѕотому что здесь как раз такой случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.

≈жедневно из тюменского –ощино вылетают дес€тки самолетов по самым разным направлени€м
≈жедневно из тюменского –ощино вылетают дес€тки самолетов по самым разным направлени€м

4. Ќе предупреждать авиакомпанию, если заболели

ћало кто знает, но каждый невозвратный билет можно вернуть. ƒл€ этого нужно только заболеть. »ли сделать вид, что заболели. ¬ любом случае вам нужна справка от врача, в которой период болезни совпадает с датой полета. Ќо еще нужно заблаговременно перед вылетом св€затьс€ с авиакомпанией и грустным прискорбным кашлем (примерно как сообщаем начальству, что заболели и не выйдем на работу: вроде как, мы и рады бы, сами мечтаем трудитьс€ с утра до вечера, но ничего не попишешь) сн€ть места на рейс.

”лететь вы уже не сможете, но зато со справкой вернете деньги за билет. ѕомимо вашей болезни, можно воспользоватьс€ болезнью ваших близких (мать, отец, жена, муж, брат или сестра родные, дети, бабушка, дедушка), если они лет€т в том же самолете, что и вы. —мерть вышеперечисленных родственников (тьфу-тьфу) тоже будет причиной дл€ возврата, в этом случае им уже не об€зательно быть пассажирами наравне с вами.

Ќевозвратный билет только называетс€ невозвратным. ≈сть несколько ситуаций, в которых вы всЄ-таки можете вернуть потраченные деньги
Ќевозвратный билет только называетс€ невозвратным. ≈сть несколько ситуаций, в которых вы всЄ-таки можете вернуть потраченные деньги

5. —ообщить о животном или о своих ограниченных возможност€х в последний момент

Ќаиболее удобный способ спровоцировать лютый хайп — это, будучи инвалидом, не предупреждать авиакомпанию об этом, а просто за€витьс€ на рейс как ни в чем не бывало. Ћюбой авиакомпании нужно подготовитьс€ к перевозке такого пассажира. ѕодготовить амбулифт, если он потребуетс€, предоставить кресло-кол€ску, оказать помощь при посадке, размещении в салоне и так далее. ѕоверьте, никто не откажет в этих при€тных мелочах и не возьмет ни копейки, если вы за пару суток до вылета позвоните и предупредите перевозчика.

“о же самое надо делать, если летите с домашним животным. Ќачнем с того, что некоторые компании вообще отказывают в провозе животного на борту, будьте любезны — в грузовой терминал. Ќо если и разрешают, всЄ равно нужно заранее сообщить об этом. ¬ конце концов, в самолете может просто не оказатьс€ места дл€ вашей милой болонки или кота.

’оз€йка этого милого ‘ренки заранее предупредила авиакомпанию, что полетит с котом. Ќо так, суд€ по количеству обращений в кол-центр, поступают далеко не все пассажиры
’оз€йка этого милого ‘ренки заранее предупредила авиакомпанию, что полетит с котом. Ќо так, суд€ по количеству обращений в кол-центр, поступают далеко не все пассажиры

 онечно, пунктов значительно больше, € привел только наиболее попул€рные, наверное. ћожет, что-то и упустил, будет круто, если расскажете об этом в комментари€х. Ќу и конечно, не стал упоминать самые элементарные, типа «провер€йте правила провоза багажа», «приезжайте в аэропорт заранее», «выбирайте достаточно большое стыковочное врем€ в трансферном аэропорту», «слушайтесь маму и переходите дорогу только на зеленый свет». ƒумаю, все об этом знают. ƒругое дело, что не у всех получаетс€.

≈сли уж быть честным, то авиакомпании и без вашей помощи периодически порт€т люд€м отпуска, командировки и путешестви€. ¬овсе не об€зательно им в этом помогать. » помните: вне аэропорта ваше спасение живет на гор€чей линии службы поддержки, а в аэропорту — в кабинете представител€. Ќе стесн€йтесь их мучить, им за это деньги плат€т.