Первый вопрос, когда любой человек видит, как сочинский мастер баланса 24-летний Григор Асатрян ставит один камень на другой и они буквально зависают в воздухе: как? Как эта конструкция может держаться?
Мы встретились с Григором на одном из центральных пляжей Сочи, здесь он проводит всё свое свободное время, после работы приходит, чтобы собрать очередную башню, балансирует и тренируется в этом необычном занятии. Родился он в Армении, в 2018 году переехал в Сочи, работает строителем и именно здесь, на берегу Черного моря, нашел свое необычное увлечение.
— Просто сидел на пляже, рядом лежали большие камни, начал пробовать, было интересно, смогу ли я их поднять на высоту, не балансируя даже, поднял выше своего роста. Люди подошли, стали интересоваться, фотографировать. И мне стало интересно, смогу ли я балансировать ими. Самая высокая башня была 2 метра 50 сантиметров, — рассказывает молодой человек.
Когда я в своих соцсетях выложила фотографии с башенками, построенными Григором, в комментариях было множество предположений, например, что конструкцию скрепили металлическим стержнем или бетоном. Может быть, если бы я сама не видела как ее сделали, думала бы точно также. Но на моих глазах Григор взял огромный камень, устроил его на прибрежной гальке, сверху поставил маленький, а на него водрузил еще один большой. И всё это буквально за несколько минут, что я даже камеру включить не успела. Пришлось просить Григора сделать башню на бис.
Он сразу становится центром пляжа, когда начинает строить свои башни, отдыхающие тут же достают мобильные телефоны и начинают снимать. Можно сказать, он уже местная знаменитость. Да и мы не первые журналисты, кто писал о нем. Но объяснить, как это у него получается, не может никому. Просто делает, и всё. Иногда проводит мастер-классы, но ни у кого еще ни разу не получилось.
— Я ничего не скажу, потому что я не знаю. Просто берешь и ставишь. Я сначала пробовал, потом понял как это делается. Я не могу объяснить, как это происходит. Знаю, что надо балансировать. Главное найти баланс, упираешь камень на одну точку и понимаешь, что он будет стоять, — говорит Григор.
Те башни, которые Григор сделал для читателей SOCHI1.RU для него простейшие, для них не нужно подбирать материал. Можно взять любой. А вот более высокие конструкции делаются долго, потому что для них нужно подбирать камни по весу и по форме.
— Внутри камня надо чувствовать разные тяжести. Для меня — это искусство. Понимаете, не бывает однообразного, каждая получается уникальной. И нет тут такого закона, что нужно как-то особо поставить, чтобы он стоял. И сделать такую конструкцию можно из любого крепкого материала, и из металла, и дерева, из всего, что имеет вес. Даже из стеклянных бутылок, — говорит Григор.
Большие конструкции нужно планировать сразу, с первого камня, точно знать, какая будет высота, иначе вся конструкция рухнет. Нужно рассчитать так, чтобы самый нижний камень лег идеально на морскую гальку и чтобы его потом можно было развернуть, чтобы он помог найти баланс другим камням. И положение последующих трех-четырех камней тоже необходимо строго рассчитать.
— В этом деле важны терпение и усидчивость. Бывает, что не сразу получается, надо характер спокойный иметь. Когда злишься, естественно не получится. А еще это занятие вырабатывает фантазию. Смотришь на камни, уже представляешь, что можно из них построить, — делится Григор. И даже не обидно, что его башни не долговечны, иначе бы весь центральный пляж в Сочи был бы ими уже заставлен. Их ломает ветер, сильные волны и, конечно, люди. В последнее время он стал разрушать их сам, чтобы каменная глыба случайно не упала на ребенка.
Для Григора — это любимое хобби. И скорее всего этому занятию действительно не каждый может научиться, нужен какой-то особый талант. Он никогда не думал об участии в каких-то соревнованиях, а они проводятся, правда, в Америке. Чемпионат мира по балансировке камней ежегодно проходит в штате Техас, и мастера соревнуются в разных дисциплинах: высота, баланс, арки и артистизм. Может быть, Григор тоже когда-то примет в нем участие, но сейчас ему и без этого хорошо.