¬€чеслав “ерский, мастер венских гитар: « аждую новую гитару стараюсь сделать лучше предыдущей»
¬енских гитар мастер “ерский
и чемпион мира по игре на
классической гитаре «от ћалахов.
‘ото из архива ¬€чеслава
“ерского

≈ще раз встретитьс€ с “ерским € решил после того, как узнал, что у него была встреча с «отом ћалаховым, чемпионом мира по игре на классической гитаре. ќказалось, что «от уже давно использует гитару “ерского. ћастер был и удивлен и доволен этим фактом. ƒл€ него очень важно, чтобы гитара им изготовленна€ попала в хорошие руки.

√отовый инструмент дл€ “ерского – как ребеночек.  стати, на изготовление каждого уходит не менее дев€ти мес€цев. »менно поэтому за 40 лет мастер создал их всего около сотни.

¬€чеслав “ерский показывает фотоальбом. ¬ нем сплошь попул€рные артисты, причем известные уже не один дес€ток лет. ¬се они используют гитары мастера либо дл€ записи, либо на концерте.

∆анна Ѕичевска€, јндрей ћакаревич, јлександр ћалинин, Ћеонид јгутин и Ћеонид ярмольник отзываютс€ о работе мастера “ерского, использу€ исключительно превосходные степени. Ќекоторые покупают по два инструмента. ” јндре€ ћакаревича уже цела€ коллекци€ – даже сыну в свое врем€ он заказал венскую гитару уменьшенного размера.

ј вот гитара по заказу »гор€ “алькова была почти готова к тому времени, когда его убили, сокрушаетс€ мастер.

я прошу рассказать, как прошла встреча с известным на весь мир гитаристом, получившем награды от двух губернаторов –  алифорнии и  убани. ¬ 2005 году «от ћалахов выиграл международный конкурс, и јрнольд Ўварцнегер направил губернатору  убани письмо с благодарностью за бережное и внимательное отношение к талантливой молодежи.

– «от ћалахов пришел ко мне с отцом, мы долго общались, пили чай, кофе, фотографировались. ќни более трех часов гостили у нас. Ќе менее часа «от с удовольствием играл нам. ќн действительно великолепный исполнитель. ¬ его игре не было ни одной ошибки, ни одной неточности.

– „то запомнилось из того, что играл «от?

¬€чеслав “ерский, мастер венских гитар: « аждую новую гитару стараюсь сделать лучше предыдущей»

–  огда он вз€л семиструнку испанского типа и попыталс€ сыграть «ќй ты степь широка€», то быстро отложил ее в сторону, сказав в шутку «“екст забыл». ј затем долго не выпускал из рук гитару “ерского. ƒело в том, что не каждый инструмент может точно передать эту неторопливую мелодию, а венска€ гитара подходит как нельз€ лучше, но она должна быть семиструнной.

– ј что привлекает артистов в гитарах именно вашего производства? ¬ чем их отличие от обычной гитары?

– ѕривлекает громкость и глубина звучани€. «а основу € вз€л принципы изготовлени€ классической венской гитары – у нее толстое, выпуклое дно, и она несколько больше обычной. ¬дохновение € почерпнул в трудах австрийского мастера »оганна Ўерцера. Ќо поскольку € все врем€ стараюсь что-то улучшить, то друзь€ говор€т, что € его даже превзошел. ¬едь каждую новую гитару € стараюсь сделать лучше предыдущей.

“ерский ¬€чеслав јвтономович.–одилс€: 21 €нвар€ 1936 года в ст. —торожевой  арачаево-„еркессии.
ќбразование: высшее медицинское, поступил в  убанский медицинский институт, закончил »ркутский.
–аботал: семь лет врачом скорой помощи и более 20 лет врачом в таксопарке.
’обби: изготовление классических венских гитар.
—таж работы врачом: 30 лет и один день.
—таж изготовлени€ венских гитар: 40 лет.
Ћюбимое музыкальное произведение: ћалагуэнь€.
 редо: открытость и прозрачность.
ѕринцип в работе: нет предела совершенству.

– «наю, что это товар дорогой, штучный. »х покупают только истинные ценители.  то самый большой любитель венских гитар?

– “рудно сказать, в дев€ностые у мен€ была очередь на изготовление гитар, но во врем€ дефолта она распалась. √отовые работы трудно было продать. » тогда мен€ выручил јндрей ћакаревич – € отвез ему сразу несколько штук.

– ј какие еще особенности у венской гитары вашего производства?

– ћне приходитс€ учитывать тыс€чи мелочей. ƒл€ мен€ важны все детали, в каждой гитаре – четыре вида дерева. —пециального дерева. ¬ажно все: материалы, клей у мен€ специальный. ƒаже климат вли€ет. «десь мне трудно работать – влажность высока€. ѕоэтому хочу перебратьс€ обратно в  исловодск.

–  роме силы и глубины звука € вижу, что гитары у вас еще и необыкновенно красивые. ¬ орнаментах множество мелких деталей.

– ƒа и при этом все орнаменты сделаны вручную. ¬от смотрите, на каждую гитару у мен€ есть паспорт. “ам указаны все параметры инструмента, рекомендации по хранению и эксплуатации. ¬от здесь указано количество элементов декоративного оформлени€ – их 7800 на каждый инструмент. Ќа некоторых гитарах более 8000. ¬ основном это различные виды дерева, но иногда € использую перламутр. ” мен€ целый альбом, в котором музыкант может выбрать «дизайн» инструмента.

– ¬ы говорили, что хотели бы сделать технологию открытой и доступной.  ак насчет того, чтобы написать книгу, описывающую процесс создани€ венской гитары по “ерскому?

– я уже начал эту работу, завел три тетради, в которых описываю все процессы. ” мен€ научный подход, поэтому хочу описать все максимально подробно и точно. Ќо передать все нюансы вр€д ли возможно, – этому ремеслу нужно учить индивидуально.

– »сполнители цен€т не только ваши гитары, но и струны. ¬ы говорили, что их посто€нно заказывают. ¬ чем их секрет?

¬€чеслав “ерский, мастер венских гитар: « аждую новую гитару стараюсь сделать лучше предыдущей»

– я училс€ делать струны самосто€тельно. ѕричем внес значительные усовершенствовани€ и даже хотел запатентовать технологию. ” мен€ даже самые тонкие струны делаютс€ не из одной нейлоновой нити, как в большинстве струнных наборов, а из множества микроскопических нейлоновых волокон, обмотанных тончайшей нитью.

—перва € не поверил своим ушам, и, чтобы проверить информацию, уткнулс€ носом в гитарный риф. –азгл€деть фактуру первой струны мне удалось с трудом. ѕотрогал пальцем – м€гка€. —овсем не похожа на серийные оруди€ пыток дл€ учеников музыкальных школ.

ќт звонка на сотовый выключаетс€ диктофон. Ёто знак. ћы пьем чай и беседуем о жизни.  огда тема снова касаетс€ венских гитар, € задаю свой последний вопрос.

– ” кого сейчас ваша лучша€ гитара? “а, которой вы особенно гордитесь?

– я ее еще не сделал.  ажда€ следующа€ гитара у мен€ в чем-то лучше предыдущей. я стремлюсь к совершенству, к идеальному звуку. ќдин мой друг сказал, что любовь к гитаре – мо€ прекрасна€ болезнь. » € всю жизнь ей неизлечимо болен.