По данным опубликованного на днях исследования «Рынок торговых центров» аналитического агентства INFOLine, Краснодар является самой крупной торговой площадкой из 22 исследованных российских городов. Кубанская столица оставила далеко позади Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Красноярск.
Это звание город получил благодаря восьми тысячам стационарных торговых точек, около 35 торговым центрам общей площадью более 760 тысяч квадратных метров, более 70 тысячам посадочных мест в кафе, ресторанах и закусочных, 24 универсальным рынкам.
«По общей величине площадей в торговых центрах на душу населения в 2010 году Краснодар занял первое место среди 22 городов исследования «Рынок торговых центров», – отметил гендиректор группы компаний INFOLine Иван Федяков. – Еще в 2006 году он занимал только шестое место. Но благодаря открытию нескольких крупных объектов в Краснодаре произошел резкий скачок. Уровень насыщенности торговыми центрами здесь очень высокий, в городе наблюдается профицит торговых центров».
Наиболее плодовитым для магазинов и супермаркетов стал 2008 год, когда были открыты 233 тысячи квадратных метров торговых площадей (в 2007 году только 50 тысяч). Это связано, отмечают аналитики, с предшествующим объявлением о проведении Олимпиады в Сочи. В 2007-2008 годы в краевую столицу пришли крупные федеральные девелоперы, например, SBS Development, международные и федеральные ритейлеры О'Кей, Лента, Castorama, IKEA, Ашан, Leroy Merlin и другие. Экономический кризис внес коррективы, практически все девелоперы изменили планы ввода проектов, более половины объектов заморожено, в действующих центрах ставки аренды снизились на 15-40%. В 2009-2010 годах торговые площади расширились только на 180 тысяч квадратных метров. Только в этом году запланирован ввод торгового комплекса – второй очереди OZ Молл – площадью 167 тысяч метров.
«В целом рынок торговых центров Краснодара довольно устойчив в условиях экономического кризиса, что имеет под собой несколько причин, – считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. – Во-первых, высокий интерес к региону федеральных торговых сетей, которые становятся локомотивом развития рынка торговой недвижимости. Во-вторых, увеличение привлекательности курортной зоны Краснодарского края среди российских туристов и смещение туда туристического потока. В-третьих, инвестиционная привлекательность региона в связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи».
«Краснодар и весь край являются важным перекрестком целого ряда торговых направлений, – прокомментировал 93.ru один из авторитетнейших кубанских социальных технологов, руководитель социологического центра Николай Петропавловский. – Город удобен логистически, здесь развитая транспортная система – федеральные и краевые автодороги, железнодорожные пути, аэропорт, поблизости морские порты. Расположение на пересечении путей из Европы, Средней Азии и арабского мира дополняет преимущество. На развитие торговых площадок сказалось и закрытие в постсоветское время целого ряда крупных производств, освободившиеся заводские земли охватила интенсивная застройка. Для самих краснодарцев наличие такого количества магазинов является несомненным плюсом, так как в разы возросла возможность выбора. Жаль только, что развитая торговая сеть почти не влияет на снижение стоимости товаров».
«От краснодарских предпринимателей я не слышала каких-либо серьезных жалоб на конкуренцию, – пояснила 93.ru исполнительный директор отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ульяна Шмакова. – Гораздо больше проблем создают бюрократические проволочки чиновников. Так что большое количество торговых площадей – плюс как для предпринимателей, так и для потребителей, у которых появился более большой выбор».
Говоря о прогнозах, генеральный директор INFOLine Иван Федяков отметил: потенциал дальнейшего развития рынка торговых центров Краснодара возможен за счет привлечения потребительских потоков из близлежащих районов и даже курортных территорий. Но новые проекты должны быть уникальными и в полной мере комфортными для покупателей.
Материал подготовлен совместно с агентством INFOLine.